Все родители знают, как детям не нравится долгая дорога. Постоянно возникают вопросы: "А мы уже приехали?", "А когда мы доедем?", "А нам долго еще?". Однако этого можно избежать, если всем вместе поиграть! ТРИЗ-игры станут отличным решением этой проблемы.
Мы, взрослые, часто даем детям готовые шаблонные ответы. Однако, если мы хотим развивать у них креативное мышление, нам нужно включать в наше общение игры, способствующие их развитию. Отличным инструментом для этого является ТРИЗ-педагогика – Теория Решения Изобретательских Задач, разработанная Генрихом Альтшуллером. Она включает множество полезных и увлекательных игр, которые способствуют развитию мышления у детей.
Что развивает ТРИЗ?
1. Системное мышление – умение видеть предмет не изолированно, а в контексте его окружения. Это помогает мыслить шире и гибче.
2. Нацеленность на результат – ребенок учится видеть множество решений, формулировать цели и находить пути их достижения.
3. Творческое мышление – ребенок развивает способность к генерации новых идей и использованию изобретательского подхода в жизни.
Когда можно играть в ТРИЗ-игры?
Например, по дороге в музей, театр или на прогулке. Взрослые часто используют это время для своих размышлений, а для детей важно взаимодействие с окружающими. Игры на основе ТРИЗ идеально подойдут, чтобы провести эти моменты с пользой!
Примеры ТРИЗ-игр:
1. Данетки
Это загадки, которые нужно отгадывать, задавая вопросы, на которые можно ответить только "да", "нет", "не знаю".
Например, загадывается объект, который можно увидеть вокруг, и остальные пытаются его отгадать. Игра помогает анализировать, строить логические цепочки и задавать уточняющие вопросы.
Данетки будут интересны всем, а время с этой игрой пролетает незаметно для всех членов семьи.
Пример Данетки:
Взрослый говорит: "Я загадал то, что можно увидеть вокруг нас прямо сейчас".
Ребенок начинает задавать вопросы:
- Это живое? (Нет)
- Это больше меня по размеру? (Да)
- Это сделано человеком? (Да)
- Это связано с транспортом? (Да)
- Это машина? (Да)
После этого ребенок может предположить, какая именно машина загадана или же придумать данетку самостоятельно!
2. Загадки
Как придумывать загадки самим?
По частям предмета: называются элементы загаданного слова (например, клюв, хвост, крылья – птица). Начинать стоит с легких вариантов, а потом переходить к более сложным. Ребенок сам начинает с каждым разом придумывать что-нибудь все более необычное! Например, хвост, гребешок, крылья, но летать не умеет – что это? (Ответ: Петух)
Сравнение: описывается объект через ассоциации, например: "Это белое, как снег, но снежки из него не сделаешь."
3. Функции
Задается функция, и нужно придумать как можно больше объектов, которые ее выполняют.
Например, "Что может ехать?" Ответы - машина, велосипед, ролики, скейтборд, ледянка или "что может писать?" Ответы - ручка, мелок, перо, палец.
4. Назначение предмета
Берется объект, и участники придумывают как можно больше способов его использования.
Например, салфетка: вытирать руки, укрыть голову, подложить, бросать и т.д.
5.Чем был – чем стал
Участники называют материал (дерево, стекло, ткань), а ребенок придумывает объекты, которые из него сделаны.
Например, песок - стекло, песочный замок.
6. Хорошо – плохо
Игра на диалектику: сначала называют, почему что-то хорошо, потом – почему плохо, и обязательно заканчивают на положительной ноте.
Например, родитель начинает: “гулять хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное”. Ребенок продолжает: “Найти что-нибудь интересное – плохо, потому что это не всегда можно забрать себе домой”. Мама или папа отвечают: “Что-то интересное не всегда нельзя приносить домой с улицы – хорошо, потому что можно дома найти что-нибудь еще более интересное дома!” Еще один вариант: называется явление, сначала дети перечисляют все хорошее, что в нем есть, а потом - что плохого есть в этом явлении. Но обязательно закончить на положительном аспекте!
Например, можно порассуждать о снеге.
1. Хорошо: "Снег – это красиво, все становится белым и сверкающим."
2. Плохо: "Снег – холодный, можно замерзнуть."
3. Хорошо: “Когда идет снег, можно пойти кататься на санках или ватрушках!”
7. Что общего?
Называются два или несколько объектов, и ребенок должен найти, что их объединяет.
Например, самолет и воздушный шарик – оба летают. Если ребенок легко справляется, то можно объединять большее количество слов или находить больше общих признаков. Например, ложка, тарелка и чашка, стакан, вилка – используются для еды или напитков, можно найти на кухне.
С такими играми даже самая длинная дорога станет увлекательной и полезной для ребенка!
мама трех дочек, ТРИЗ-педагог, автор популярных книг по ТРИЗ и развитию творческого мышления для детей и их родителей, ведущая обучающих курсов для родителей и педагогов.