#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
Екатерина Образцова получила образование режиссера драмы в знаменитой Щуке, работала актрисой в театре “Сфера”, ставила спектакли в разных городах, а потом и анимационные фильмы, но в итоге судьба привела ее в родной дом, режиссером в театр кукол, где работала ее мать, а основал ее дед. В ГАЦТК имени С.В. Образцова Екатерина Михайловна продолжает работу со ставшими традиционными здесь тростевыми куклами. Они уверенно чувствуют себя на ширме и завораживают своей возможностью широкого жеста, который профессионалы часто еще называют романтическим.
Любимые герои Образцовой – фантазеры, хрестоматийные образы, известные всем – барон Мюнхгаузен и Дон Кихот. Таким же знаковым героем в этом ряду стал ее собственный великий дед.
В спектакле «Я - Сергей Образцов» (12+) не только бережно воссозданы концертные номера и сцены из спектаклей легендарного режиссера, но и переданы его человеческое обаяние и масштаб. Евгений Цыганов в заглавной роли балансирует на границе реального исторического персонажа и впечатления о нем. В финале спектакля актер проводит продолжительную сцену телевизионной съемки в студии Останкино в 1981 году. Кажется, что он точно копирует, снимает с натуры. Да, такие же сложенные бумажки с вопросами, но откуда-то еще и очки для чтения в руках. Те же поиски-повторы нужного слова, но не такие широкие жесты. Важнее не подробность и буквальное следование деталям, а внимание к ходу мысли человека. Скрупулёзное воспроизведение реалий прошлого вплоть до поворота головы куклы – задача партнеров Цыганова.
Образцова любит не только фантазеров, но и путешественников, вернее даже будет сказать странников. В спектакле «Барон Мюнхгаузен» ( 6+) главный герой не только летает на ядре, но и по ходу действия отправляется в заснеженную Россию. Дон Кихот следует заданными Сервантесом маршрутами, и таково его рыцарское предназначение.
Персонажи других ее спектаклей Гулливер из «Путешествия Гулливера» (6+) и Муравей из сказки Виталия Бианки в спектакле «Приключения Муравья» ( 6+) встречают на своем пути невиданных существ. Маленькие зрители с одинаковым удивлением, скорее всего, в первый раз видят невиданных ранее лилипутов или, столько же редко встречавшихся в их жизни, водомерок и жуков. Эти две истории позволяют Образцовой поиграть с масштабом. Великаны и насекомые, буквально увеличенные под лупой юных натуралистов, выглядят устрашающе.
Хотя нет, слово “страх” и его однокоренные неуместны в спектаклях Образцовой. Режиссер никогда не пугает, и даже Черт в гоголевской “Ночи перед Рождеством” ( 6+) скорее смешит и удивляет своим полетом. А многолетнее одиночество в “Робинзоне” (6+) вообще представлено как клоунада. После путешествий неизбежно возвращение домой.
И в спектаклях Образцовой есть еще одна важная тема. “Три поросенка” (0+) лишаются двух домов из трех. Но утраченный кров не так трудно восстановить, если вместе взяться за дело. Что бы ни случилось, надо идти дальше и верить в лучшее. Екатерина Образцова во всех своих интервью говорит о собственном оптимизме. Говорит заразительно.
Недавняя премьера Образцовой - “Спящая царевна” (6+). Именно царевна, а не красавица. Хотя, конечно, заглавная героиня чрезвычайно привлекательна и во многом похожа на принцессу из сказки Шарля Перро. Театр в камерном пространстве “Арт-клуба” представляет сказку Василия Жуковского и дает ей подзаголовок “кукольная причуда фей”. Прялки здесь играют важную роль - тех самых фей. Можно усмотреть в этом запутанные нити судьбы, а можно сказки, которые когда-то рассказывали за работой, развлекая и немного поучая. Кажется, Екатерине Михайловне ближе второй вариант.
Автор: Алексей Гончаренко-театровед, театральный критик, драматург, кандидат искусствоведения, доцент Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Куратор лаборатории Московского театра кукол МТК.Next. Редактор портала про театр для детей «Недоросль». Театральный обозреватель портала «Афиша Дети». Соведущий подкаста «Куклонаваждение».