#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
Амир Ерманов - редкое сочетание режиссера, художника и актера в одном лице. В европейском театре кукол часто можно увидеть солистов, но авторские моноспектали сегодня в репертуаре Ерманова отсутствуют, его актерская карьера пока на паузе. Зато в Московском театре кукол идут три его спектакля, где Амир - и режиссер, и художник, а в Московском детском театре теней в репертуаре есть спектакли художника Ерманова.
В «Аладдине» - он с помощью, написанной специально для спектакля пьесы Гули Насыровой, возвращается к первоисточнику — арабским сказкам «1001 ночь». Здесь не будет знакомых по «Диснею» попугая, обезьяны и синего джина, зато будет настоящий песок — важное обозначение горячего места действия. Впрочем, Джин в спектакле, конечно, есть, и он выполняет любое желание, так как по правилам не может сопротивляться новому хозяину. Попав в недобрые руки, он мгновенно постареет, а послушный детский голос поменяется на смиренный голос пожилого человека. Но главным героем станет не Джин и даже не Аладдин, а Джафар, которого Евгений Ильин играет человеком с нечеловеческими страстями. Наверное, в прошлом умевший любить, но гнетущее одиночество, шаг за шагом приводит его к гордыне и поражению.
Новый поворот в карьере постановщика случился на «Чехонте_фест» - фестивале театров кукол, где в афише только одно авторское имя. После восточной сказки - русская классика. Вместо песка сцену заполняет стружка, отбирая у снега его право на сентиментальную ноту, дерево заметно грубее. «Каштанка».
Сама заглавная героиня здесь - огромный верстак: такой собака видит себя во сне, что уместно в окружающем мире мастерской. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!». В спектакле МТК есть актриса, которая в живом плане представляет душу Каштанки - Ирина Овсянникова. Она читает ее мысли. Но текст про «застрелиться» режиссер оставляет не ей, а вместе с пистолетом передает актеру Евгению Ильину, который в партнерстве с Дмитрием Заставным, Александром Принцевым и Яковом Роткиным управляет огромной куклой Каштанки (в руках Ильина - голова). Каштанка - персонаж с несколькими сущностями. Все остальные животные, встреченные в цирковом мире месье Жоржа - тоже деревянные: и Кот, и Свинья, и Гусь. Составленные из выпиленных частей с видимыми сочленениями они тем не менее кажутся невероятно цельными.
«Эдгар По. Следствие» - так называется спектакль, в котором драматург Анна Богачева по предложению режиссера соединила сюжет рассказа «Убийство на улице Морг» с биографией его автора. По обивает пороги редакции, в то время как его жена Вирджиния умирает от чахотки. На сцене появляется и персонаж рассказа Дюпен. Кто именно - автор или персонаж - манипулируют друг другом, не ясно. Зато ясно, что куклами в человеческий рост управляют вороны.
Артисты в масках, с клювами и костюмах с крыльями точно владеют птичьей пластикой, а рыжеволосые куклы своей неловкостью напоминают оживших мертвецов с лицами цвета земли. Если Дюпен в исполнении Евгения Ильина отвечает за детективную линию с ее логикой, то куклы - за саспенс триллера. И даже в лирические моменты становится тревожно и страшно, ведь возлюбленная заглавного героя обречена. Как слова играют в заглавии спектакля, так и объекты на сцене - шумят крылья, не гаснут свечи, разлетаются листы рукописей, а упавшее яблоко мгновенно обнаруживается под шляпой.
В Московском детском театре теней также идут спектакли художника Амира Ерманова «Синий пес» по Тонино Гуэрре и «Кот в сапогах» по одноименной сказке. В обоих постановках тени оживают не на привычном специальном экране. В первой - на полотнах, которые сушатся в мастерской красильщика - одного их героев. Во второй - на крыльях мельницы.
Интересно, что в обоих случаях - это связано с трудом персонажей: простым, однообразным, ручным трудом. (Вспомним здесь еще мастерскую из чеховского спектакля в МТК). И именно они становятся фоном для театральных чудес. А еще экраном для теневой бабочки становится фигура пса: так что существа с крыльями словно порхают у животного в животе. Похожая сцена будет, кстати, и в «Каштанке». Там в теневой сцене у собаки вырастают крылья, которые в спектаклях Ерманова стали важным для художника образом - своеобразным автографом на картине.
Автор: Алексей Гончаренко - театровед, театральный критик, драматург, кандидат искусствоведения, доцент Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Куратор лаборатории Московского театра кукол МТК.Next. Редактор портала про театр для детей «Недоросль». Театральный обозреватель портала «Афиша Дети». Соведущий подкаста «Куклонаваждение».
Отзывы и оценки (0)