#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
Спрос рождает предложение. Маленьких детей приводили, вернее приносили или привозили в колясках на спектакли с неподходящей возрастной рекомендацией. Это доставляло дискомфорт всем: и актерам, и другим зрителям, и самим маленьким детям. Так появилось отдельное направление - бэби-театр: для зрителей до 3 лет и их спутников. Некоторые деятели театра не согласны, что это настоящие спектакли, но тем не менее созданы и сыграны они профессионалами.
Сергей Образцов категорически не советовал приходить в театр кукол с детьми младше пяти лет, а ТЮЗы открывали свои двери исключительно для зрителей школьного возраста. Но каждое время диктует свои изменения. В бэби-театре действуют особые правила: камерное пространство и безопасный мягкий пол, свет обычно не выключают полностью, зрителей просят разуться, потому что им предстоит сидеть прямо на подушках, а потом артисты разрешают потрогать куклы и реквизит – ведь тактильные впечатления в этом возрасте важны не менее зрительных. Лидерами движения стали независимые театральные коллективы. Большим театрам организовать подобные условия, как ни странно, сложнее.
Первым стоит назвать театр, который так и называется – «Первый театр». Ольга и Юрий Устюговы ставят исключительно бэби-спектакли, которые бывают в жизни их зрителей действительно первыми. Знакомство со сменой времен года, стихиями и трогательными животными — привычный ход для такого рода постановок, но авторы «Первого театра» идут дальше и, например, рисуют шоколадом в спектакле «Шоколад».
А еще играют в песочнице с будущим художником Кандинским. Пока художник Ольга Устюгова рисует, маленький Вася Кандинский - а это обаятельная вихрастая кукла - постигает мир. Это и есть основной сюжет спектакля “Кандинский в песочнице”. То же делают и самые маленькие зрители, чье понимание художественной абстракции дается им легче, чем взрослым. А в конце — уникальный подарок, фрагмент картины.
Театр «Домик Фанни Белл» работает с разными командами, а некоторые из них работают с аудиторией 0+. Режиссер и художник Александра Ловянникова создает в «Я делаю мир» театр из обычных вещей. Чтобы совершить кругосветное путешествие, познакомиться с эскимосами и увидеть северное сияние, достаточно войти в небольшую уютную палатку. Ведь любая, даже крошечная сцена — место волшебных преображений, оказавшись на ней, обычные пакеты из модного магазина выглядят небоскребами.
Спектакль «Порт» рассказывает о маленьком тигренке, который ждет папу из дальнего плаванья. Во время непродолжительного действия он успевает познакомиться с каждым юным зрителем, подружиться с портовыми кранами и помочь им убрать и рассортировать мусор, а также узнает, какую страну украшает Эйфелева башня. В финале отец возвращается, а все зрители смогут примерить себе полосатые хвосты и поиграть с тигренком.
Одни старательно собирают монеты, другие — картинки с котиками, а режиссер Алексей Шашилов со своей командой «Театра T» представляет разнообразную коллекцию снов в спектакле «Сновидения». У этой часто не запоминающейся хрупкой материи, есть единственно возможный материальный носитель — это рисунки, которые и оживут перед зрителями с помощью обаятельного актерского дуэта. Кстати, вы обязательно должны пополнить коллекцию, нарисовав после спектакля свои собственные сны. Как вы уже поняли, интерактивная составляющая почти обязательна в бэби-театре.
Режиссер Таня Прияткина-Вайнштейн поставила бэби-балет. В ее «Лебедином озере. Baby version» нет трагического сюжета балета Чайковского. Спектакль, который сейчас идет в пространстве КукLab рассказывает другую, по воле создателей бесконфликтную историю о красивых птицах, знакомя самых маленьких зрителей одновременно и с возможностями классического танца и театра кукол.
Бэби-спектакли есть и в репертуаре Московского театра кукол. «Шла коза по лесу» - спектакль по старинным потешкам: эти старинные тексты до сих пор работают в развлекательных и педагогических целях. В «Маленьком Еноте» заглавный персонаж и другие животные появятся на крошечной сцене, чтобы все зрители смогли с ним познакомиться и внимательно рассмотреть. Все они родились благодаря маленькому смешному стихотворению Бориса Заходера. И это не просто куклы, а подвижные персонажи, созданные из (казалось бы) обычных предметов. Есть в афише МТК и спектакли Устюговых: осенью, зимой и весной в репертуаре появляются связанные с этим временем года «Сказки на ладошке».
Конечно, зрители 0-3 лет вряд ли смогут сразу понять законы театра и вникнуть даже в самый простой сюжет. Именно поэтому в бэби-версиях помимо эмоционального подключения к происходящему, есть еще один важный момент - социализация мам и пап в новом статусе родителей.
Автор: Алексей Гончаренко-театровед, театральный критик, драматург, кандидат искусствоведения, доцент Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Куратор лаборатории Московского театра кукол МТК.Next. Редактор портала про театр для детей «Недоросль». Театральный обозреватель портала «Афиша Дети». Соведущий подкаста «Куклонаваждение».
Отзывы и оценки (0)