Закулисье – это мир, возможно, даже более сложно устроенный, чем зрительская часть театра, где сцена и зал, а также гардероб, фойе и долгожданный буфет знакомы абсолютно всем.
Долгое время закулисье было заповедной территорией, куда обычным зрителям вход был запрещен. Разве что избранные счастливчики, знакомые с артистами, могли туда пробраться, чтобы в гримерке поздравить актера с премьерой.
Охранялось закулисье театрами по нескольким причинам, первая из которых – катастрофическая теснота, вторая – неизбывная, непобедимая и весьма неприглядная захламленность, третья – совершенно естественное нежелание артистов, чтобы «чужие» люди видели их в непрезентабельном виде: ненакрашенными, не до конца одетыми, уставшими и не всегда в хорошем настроении.
Словом, люди театра всегда знали, что не надо публике показывать изнанку того волшебства, которое происходит на сцене. Не надо зрителям знать механику чуда. А закулисье – то место, где эта механика, собственно, создается.
Теперь – не так. Театральные педагоги, маркетологи, пиарщики, администраторы, завлиты и директора догадались, что, если чуть-чуть приоткрыть завесу тайны (то есть пустить людей в закулисье), сама тайна не исчезнет, а интерес к театру, который решился на это, возрастет во сто крат. Так и происходит в каждом театре, который решает допустить публику в свои внутренние, служебные пространства.
Появились со временем и закулисные экскурсии для детей. И они становятся все более и более разнообразными, ладно придуманными и ориентированными на возрастную психологию. Например, длятся, в отличие от экскурсий для взрослых, не полтора часа, а сорок минут, и много, где включают в себя не только визит в гримерки и карманы сцены, но и мастер-классы в цехах, что дети особенно ценят.
Ведь для детей (и их родителей) путешествие по заповедному миру – это способ узнать, увидеть своими глазами, потрогать руками, пройти ногами те дороги, которые пронизывают театральный лес: со всеми их закоулками, тайными заводями, опасностями (чего только стоят огромные маховики шестеренок поворотного круга прямо под сценой!), открытиями и сокровищами. Экскурсия за кулисы для детей – это способ распахнуть свой собственный театральный мир, раскрыть, углубить его, узнать, как он устроен, и, соответственно, начать еще больше его понимать и ценить.
Но когда вы отправляетесь с ребенком на экскурсию за кулисы, важно помнить, что, как и в метро, за кулисами театра есть очень много реально опасных вещей, и поэтому чрезвычайно, отчаянно важно, буквально жизненно необходимо соблюдать некоторые правила.
Таких правил всего три. Расскажем их, чтобы вы и ваш ребенок точно не попали в беду в своем путешествии за кулисы.
1. Во время экскурсии нужно идти за своим экскурсоводом: не пытаться отбиться от группы, заглянуть или, тем более, зайти в какую-то полуоткрытую дверь или подняться вот по той узенькой лесенке наверх. Экскурсовод ведет вас, прежде всего, безопасным маршрутом. Он проводит вас там, где ни откуда нельзя упасть, запутаться в проводах, внезапно оказаться на каком-то высоком, без перил, балкончике или на краю случайно незакрытого люка (помните, что в театре работают люди, а людям свойственно забывать, оставлять что-то лежать просто так или просто быть небрежными). Лучше всего на экскурсии за кулисами держать своего ребенка за руку. Театр в его служебных помещениях, на самом деле, похож на лес, и заблудиться в нем – ничего не стоит.
2. Если экскурсовод говорит вам: «пожалуйста, не трогайте это», то не нужно это трогать. Даже тихонечко, даже пока никто не видит. Даже если это роскошная шляпа с пером, шпага с золотым эфесом или шитый золотом ковер. Во-первых, это может быть реквизит — и от неосторожного прикосновения он просто сломается. Во-вторых, это может быть «заряженная» на спектакль вещь, и от того, что она переместится благодаря вам в пространстве, ее не найдут вовремя, она не окажется на сцене и какой-нибудь эффект в спектакле просто не случится. Прикасаться же к любым тросам, частям неведомых механизмов, осветительным приборам, пультам или просто занятной штуковине вон там на верхней полке – нельзя категорически: это может быть включено в сеть, упасть, запустить неуправляемую цепную реакцию и обрушить на вас и группу половину всего театра.
3. Категорически нельзя никуда залезать, особенно в цехах или в карманах сцены (если вам повезло и вас туда отвели), даже если это выглядит монументальным. Декорации, даже объемные, часто делают из чего-то совершенно не соответствующего тому, как оно выглядит. Например, лестница в зАмок и даже сам зАмок могут быть из папье-маше, если это не «рабочая» часть декораций, и она не рассчитала на то, что артисты будут играть непосредственно на ней. Но выглядеть все это будет весьма правдоподобно. В цехах, где изготовляют жесткие, большие декорации, лезть никуда нельзя тем более. Декорационный цех в театре – это огромная мастерская, где все всегда включено, пожароопасно, лежит без защитных чехлов, прибито «не окончательно» или вообще пока никак не закреплено. Вы же не отпустите своего ребенка свободно бегать по автомастерской? Вот и в театральных цехах не нужно, даже если очень хочется.
4. (не столько правило безопасности, сколько убедительная просьба).
Во время экскурсии по закулисью нужно выключить звук своих мобильных телефонов. Служебные помещения в театрах почти всегда – узкие и гулкие; соответственно, любой звук, тем более резкий и громкий, в них разносится подобно эху в горах. А в театре всегда (всегда!) кто-то репетирует. Или учит свою роль. Или спит между ночными съемками, репетициями и спектаклями. И звук вашего мобильного или ваш крик «Вася, стой!» – может на самом деле помешать людям работать. Кроме того, во многих театрах, особенно детских, спектакли идут в самое неожиданное время (в 12, в 14, в 16.00) – и велика вероятность, что пока вам рассказывают про то, что такое репзал, то за стеной на камерной сцене идет спектакль.
Мы собрали для вас самые занятные, хорошо придуманные, азартные и талантливые экскурсии по закулисью для детей, которые сейчас можно посетить в этом сезоне.
- Детская экскурсия по театру «Геликон-опера»
- Детская экскурсия по театру «Новая опера»
- Детская экскурсия «Дом, где живет театр» в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой
- Экскурсии в Центральном театре кукол имени Сергея Образцова
- Экскурсия в Московском театре кукол
- Детские экскурсии в РАМТе
- Детская экскурсия по Московскому Губернскому театру
- Цикл экскурсий «Образ: как это делается» в Театре РОСТА в Царицыно
- Экскурсия по Новой сцене Театра Вахтангова «Вахтанговское закулисье»
- Детская экскурсия по исторической сцене Театра Маяковского
Автор: Катерина Антонова, шеф-редактор портала про театр для детей и подростков "Недоросль", создатель театра для детей, "Как зовут твоё дерево", "Швейная машинка" и книг "Родительские дневники", "Многодетная книжка". Сотрудник литературной части Детского музыкального театра имени Наталии Сац.
Отзывы и оценки (0)