#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
Современная зарубежная литература для детей стала активно селиться на полках российских книжных в конце прошлого века. А десяток лет назад на нее обратили пристальное внимание и театральные режиссеры по всей стране. Особое место здесь занимают скандинавские книги, что не удивительно – за авторами из Северных стран еще со времен Андерсена прочно закрепилось лидерство в области литературы для юных.
Современные скандинавские авторы тоже не отстают, многие из их книг уже стали новой детской классикой. А некоторые персонажи, как, например, Лена Лид и Тоня Глиммердал из книжек Марии Парр, популярны сегодня не меньше, чем Карлсон и Пеппи Длинныйчулок Астрид Линдгрен. Кто знает, может, герои нордической литературы так близки нам горячими сердцами, способными согревать других в самые лютые морозы.
Посмотрим, с кем из героев можно сейчас познакомиться на московских сценах. Безусловно, спектаклей для детей и подростков, в основе которых лежат популярные книги скандинавских авторов, сегодня немало в столице. Мы представляем вам те постановки, на которые точно стоит обратить внимание, на наш взгляд.
Книги норвежской писательницы Марии Парр «Вафельное сердце» и «Тоня Глиммердал» – одни из давних и стабильных лидеров по продажам издательства «Самокат». Интересно, что обе истории про силу дружбы, детства и девчонок поставил режиссер Иван Пачин. Моноспектакль «Вафельное сердце» (8+) – хит не меньший, чем сама книга, он объездил множество фестивалей и продолжает покорять сердца и умы детей и родителей.
Азартный, изобретательный, лиричный – спектакль, где один актер успевает заразить зрителей счастьем детства и горечью первых потерь.
В Москве его можно увидеть в «Домике Фанни Белл», а в Санкт-Петербурге - на сцене «Театрального проекта 27», в котором Пачин также выпустил и спектакль «Тоню Глиммердал» (10+) – историю уже на двух актеров. В постановке царит уютный и размеренный дух скандинавского хюгге, то и дело нарушаемый озорством и неугомонностью главной героини. Тоня в исполнении Евгении Ивашовой – независимая и решительная снаружи, при этом нежная и ранимая внутри.
Она здорово общается с залом, запросто вовлекая зрителей в происходящее так, что каждый становится участником семейной истории. В Москве спектакль играется на площадке «Арт-платформа» с последующим обсуждением с театральным педагогом.
Ещё один популярный на российской сцене норвежец Руне Белсвик - автор книг о Простодурсене и других жителях Приречной страны. Недавняя премьера в Мастерской Петра Фоменко так и называется – «Приречная страна» (6+). Художник Мария Мелешко выстроила на Малой сцене декорацию, точь-в-точь похожую на детскую игровую площадку, где уместилась вся страна: и река, и лес, и домики всех героев.
Да и сами они здесь как дети: играют в дочки-матери, лепят из песка куличики, познают мир и пробуют взять первую ответственность.
Как правило, в театрах ставят первую часть книги Белсвика «Зима и кое-что еще», но в театре «Практика» пошли дальше. Режиссер Михаил Плутахин - адепт театра предмета - делает о жителях сказочной долины целый театральный сериал, в котором уже вышло две части: «Простодурсен» (6+) и «Простодурсен. Великий театр» (6+).
Невозможно не отметить еще одного норвежского писателя, полюбившегося режиссерам российских театров – это Бьёрн Рёрвик со своей серией книг о Лисе и Поросенке. В Москве спектакль по одному из множества приключений этой парочки «Дед Надзор» (5+) идет зимой в Театральной лаборатории «КукLab».
Создатели постановки – актеры театра «Около», коим свойственна тонкая ирония, особая музыкальность, умение слушать и прислушиваться. В этом мае та же команда выпускает еще один спектакль про тех же героев – «Кто сказал Ку-ку, или Как Поросенок болел леопардозом» (5+).
Кстати, и Парр, и Белсвика, и Рёрвика мы знаем в чудеснейшем переводе Ольги Дробот. Во многом благодаря ее мастерству и таланту, эти книги привлекают театральных режиссеров – её язык такой выпуклый и прыткий, что просто просится на сцену.
Еще одна известная серия книг придумана шведским писателем Свеном Нурдквистом. Его истории о приключениях двух неразлучных друзей: ворчливого старика Петсона и его озорного котенка Финдуса. В «Домике Фанни Белл» идут сразу несколько постановок по этим книгам в постановке режиссера Елены Лабутиной: «Петсон и Финдус. Именинный пирог» (4+) и «Петсон и Финдус. Охота на лис» (4+).
В декорациях здесь скандинавский минимализм, а сами истории у дуэта актеров получаются зажигательные и смешные, в них всегда найдется место чудесам, мюклам и булочкам с корицей. В гости к любимым героям можно отправиться и в новогодние праздники, чтобы вместе погрузиться в настоящую скандинавскую сказку: зимой зрителей ждут на спектаклях «Рождество в домике Петсона» (4+) и «Финдус и Механический Дед Мороз» (4+).
Автор: Анна Казарина - театральный критик, исследователь театра кукол и театра для детей. Ридер конкурса драматургии "Маленькая Ремарка", эксперт Большого Детского фестиваля, автор подкаста "Куклонаваждение", пресс-секретарь Московского театра кукол.
Отзывы и оценки (0)