#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
Театр - это большая часть моей жизни. Как и любой современной маме, мне важно качественно проводить время с ребенком. Поэтому я стараюсь интегрировать работу в семью без ущерба и тому и другому: хожу в театр со своим ребенком, сделав театр для детей важным направлением своей работы и областью профессионального интереса.
Моему сыну Пете 7 лет. Он уже очень опытный зритель - «детеныш театроведа», как я его ласково называю, поскольку он регулярно посещает театр с года и 4-х месяцев.
Как же я выбираю на что именно сходить с сыном? Первый и главный для меня критерий – возрастное соответствие; поскольку, действительно, важно не водить школьников на бэби-спектакли, и наоборот - не тащить трехлетку в Большой театр на балет («ведь он уже все понимает!»). Советую обязательно обращать внимание на возрастную маркировку. Важно понимать, что театр маркирует именно разрешенный возраст, а не рекомендованный! Внимательно читайте афишу и описание спектакля. Многие театры, зная специфику маркировки, пишут собственную (адекватную) рекомендацию.
Например, на сайте РАМТа -театра куда мы часто ходим с сыном, стоит для спектакля «Зверский детектив» маркировка 6+, однако в описании указано, что спектакль авторы рекомендуют детям, начиная с 8 лет. Этот совет театра оправдан, так как эта постановка с запутанным сюжетом, а также есть ряд технический особенностей - приглушенный свет, использования сценического дыма и прочее, что действительно, может напугать шестилеток и тем более детей помладше.
Или спектакль «Остров Сокровищ» в РАМТе, маркированный театром как 12+, на который давно просится Петя. Но я пока не поведу его, поскольку понимаю, что 3-х часовое действие с погонями, драками, громкими выстрелами и достаточно философским, а не только развлекательным содержанием, идеально подходит для мальчиков-подростков именно 12-14 лет, но объективно рановато для первоклассника.
Мы много ходим в РАМТ и пересмотрели там уже почти весь репертуар для нашего возраста. Мне импонирует подход театра к разговору с юными зрителями – это всегда вдумчивый, на равных диалог, где с ребенком со сцены пытаются говорить о сложных вещах, не сюсюкая и не играя в поддавки. Так спектакль «Томасина» на Большой сцене режиссера Али Ловянниковой, ставит перед детьми очень много вопросов: о важности любви к животным и гуманного к ним отношения, об этичности цирка с животными в современном мире и о том, что грань между жалостью и жестокостью может быть очень зыбкой.
«Мой первый бизнес» режиссера Ивана Пачина, который играется в пространстве Черной комнаты, также ставит вопрос нравственного выбора, хотя и на примере более бытовой ситуации: покупки меда для мамы на ярмарке. Кроме того, что оба спектакля занятно придуманы, прекрасно сыграны, визуально стильны и красивы, их объединяет еще и то, что после них вы выйдете с большой «глыбой» тем. Спектакль предлагает ребенку подумать и поразмышлять вместе, выстроить план и жизненную стратегию, обсудить все возможные последствия разных поступков на примере ситуаций, в которых оказываются герои.
Еще один любимый наш театр – это МТК (Московский театр кукол). Мы также ходим туда регулярно на протяжении уже шести лет: в репертуаре театра есть спектакли на самые разные возраста, начиная от бэби-спектаклей для годовасиков («Театр на ладошке») и заканчивая увлекательной постановкой «Эдгар По. Следствие», которая будет интересна подросткам.
Да, знакомить детей с разными жанрами в театре также очень важно, и понимать, что театр кукол - это круто, а не «фу для малявок». Особенно советую обратить внимание на спектакли режиссера Амира Ерманова «Алладин» и «Синдбад-мореход», от которых сын был в восторге.
Этому есть вполне логичное объяснение: Ерманов – художник и режиссер в одном лице, сам проектирует декорации и кукол к своим спектаклям, что дает ему возможность конструировать целые миры, продумывая тщательно каждую деталь. Это всегда очень красиво и любопытно. Средним школьникам, способным осилить текст рассказа Чехова и отделить сюжет от его интерпретации, рекомендую «Каштанку», завораживающую своей красотой и образной глубиной.
Говоря о жанрах, упомяну и музыкальный театр. В прошлом году я водила сына на балет «Спящая красавица»; и это был тот самый провал мамы-театроведа. Несмотря на прекрасную сказку, сюжет которой сын знал и на бессмертную музыку Чайковского, мой шестилетка оказался не готов воспринимать новый, отличающийся от драматического театра, образный язык танца, жеста и мимики. Он ерзал, ныл, откровенно скучал и не мог следить за происходящим на сцене. Исходя из первого неудачного опыта с балетом, на оперу я пока повременила его вести. Все же для восприятия музыкального театра - балета или оперы, требуются чуть больше когнитивных усилий и усидчивости, которые появляются у детей в разном возрасте. Поэтому совет может быть только один: все индивидуально, смотрите по ребенку и прислушивайтесь к его мнению. Очевидно, что дети увлеченные музыкой, посещающие музыкальные школы или занимающиеся хореографией, будут готовы посетить музыкальный театр с большим интересом и охотой и в более раннем возрасте, чем остальные.
Но это не значит, что не нужно водить на музыкальные спектакли, ведь всегда можно найти интересную альтернативу. Удачным примером первого знакомства с симфонической музыкой в театре может стать интерактивный спектакль-концерт на большой сцене Ермоловского театра «Петя и волк» режиссера Карины Бесолти, на который долго просился мой Петя. Помимо отличного неутомительного часового спектакля, театр еще и идеально подготовился к встрече с целевой аудиторией: на столиках в буфете были раскраски и цветные карандаши, чтобы скоротать время до спектакля, а после – на выходе из фойе - каждого маленького зрителя ждал воздушный шарик! Хорошее настроение от похода в театр гарантировано!
Если же вам повезло, так же, как и мне стать мамой непоседы, которому сложно усидеть долго в неподвижном состоянии, то у меня есть для вас лайфхак – выбирайте спектакли-бродилки. Идеальным походом в театр может стать спектакль «Как я стал художником» в Новом пространстве Театра Наций. Не буду спойлерить, но поверьте, что проползание всей семьей через холодильник или шкаф, а также увлекательное путешествие по подземным подвальным этажам вместе с актерами театра - вам точно запомнятся надолго!
И напоследок скажу, что главное даже не то, на какой спектакль вы сходите со своим ребенком, а то, как именно вы проведете это время вместе. Сможете ли вы вместе увидеть спектакль и потом обсудить его или будете отрешенно, думая о проблемах, заботах, работе, постоянно утыкаясь в телефон и отвечая на звонки, существовать отдельно от своего ребенка. Театр – это совместное время с ребенком, которое должно быть в радость вам обоим, иначе никакого смысла в таких походах нет.
Автор: Анастасия Ильина - театровед, театральный критик, драматург, культуролог. Ридер драматургических конкурсов "Любимовка", "Действующие лица", консультант молодежного совета СТД. Автор рецензий и статей портала Недоросль, журнала Театр, ПТЖ (Петербургский театральный журнал), Ваш досуг, Страстной бульвар 10, Экран и сцена, Snob и другие.
Отзывы и оценки (0)