Про музыкальный театр есть один нерушимый миф: это сложно. Музыкальный театр – это сложно, непонятно, требует специальной подготовки и вообще – сходите лучше пока в театр кукол.
Как и во всяком другом мифе, в основе этого лежит правда. Которая потом обросла домыслами, страхами, рассказами друзей и нашими родительскими детскими травмами. Кроме того, миф этот, к сожалению, часто подпитывается и самими музыкальными театрами, которые то и дело выпускают штампованные, некачественные спектакли: запредельно громкие, с костюмами в стиле «вырви-глаз» и такой игрой артистов, как будто мы живем не в 21, а в середине 19 века – все орут, мечутся, закатывают глаза и картинно изображают что-то несусветное. Искренне жаль тех зрителей, особенно детей, для которых такой откровенно плохой спектакль стал первым в музыкальном театре. Тогда, конечно, полюбить его сложно и лучше, действительно, отправиться в театр кукол.
Но все же вернемся к началу. То, что музыкальный театр это сложно – это миф. И развенчать его при помощи современной музыкальной сцены для детей достаточно легко. Главное – правильно построить маршрут приближения к фантастически интересному, космически условному, головокружительно метафоричному и грандиозно талантливому виду искусства под названием «музыкальный театр».
Мы прописали семь ступеней (по аналогии с семью нотами), которые приведут ребенка и вас к абсолютной влюбленности в музыкальный театр.
Первая ступень
Начать, конечно же, стоит с самого простого. С малышовых концертов. Например, в Москве уже давно и прекрасно работает проект «Вместе с мамой». На их выступлениях ждут даже грудничков, а уж тоддлеров и подавно, ведь под музыку тут можно танцевать, играть, петь, сидеть на коленях у родителей и даже спать. А после концерта можно подойти к музыкантам и прикоснуться к их инструментам. Концерты проекта проходят днем в уютных залах при кафе, а летом – не открытом воздухе. Подобные же концерты часто идут в саду «Эрмитаж» в «Мамином садике». Такое, совсем легкое, прикосновение к живой музыке может стать первым шагом к музыкальному театру.
Вторая ступень
Если ребенок уже ходит или, во всяком случае, уверенно сидит на руках у родителей в течении получаса-минут сорока, стоит отправиться на первые музыкальные спектакли. Например, в «Первый театр» на 45-минутный мюзикл «Песни для слонов» в постановке Юрия и Ольги Устюговых. Или на спектакль театра «Домик Фанни Белл» «Пау-Вау», в котором музыкальные инструменты являются такими же героями, как и люди.
Или на представление «Музыка из всего» театра «Ученый медведь». Это совсем камерные постановки «глаза в глаза» с артистами, в которых ребенка «заманивают» в мир музыки и театра аккуратно, нежно и умело. И очень весело.
Третья ступень
Теперь можно отправиться и в оперу! В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац идет целых четыре мини-оперы для детей от 3-х лет. «Теремок», «Кошкин дом», «Мойдодыр» и «Сказка о неразумном мышонке», получасовые настоящие оперы, где настоящие артисты поют настоящими оперными голосами, а настоящий оркестр играет настоящую партитуру. Идут эти спектакли днем (чтобы не нужно было делать «затемнение», которое может напугать малышей) в верхнем фойе. Сюжеты – просты и любимы, декорации в меру красочны, артисты – близко, а оркестр, хоть он и настоящий, но камерный, и громким звукам ребенка не отпугнет.
Четвертая ступень
«Петя и волк» – музыкальная познавательная сказка для чтеца и камерного оркестра, одно из тех изобретений человечества, которые вечны. Создали ее композитор Сергей Прокофьев и режиссер Наталия Сац (которая и уговорила, далеко не сразу, великого Прокофьева написать что-то для детей, придумала сюжет и всю жизнь потом выступала Чтецом). Сегодня «Петя и волк» идет в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко на Малой сцене. Спектакль состоит из двух отделений: в первом играют «Петю и волка», во втором – «Карнавал животных» К. Сен-Санса, и рассчитан он на детей от 6 лет. Это возрастная рекомендация театра очень важна. При всей кажущейся простоте программы, она требует определенного психо-физического уровня развития маленького меломана. Ведь выдержать и получить удовольствие от двух отделений оркестровой музыки не так просто как кажется нам, взрослым.
Еще «Петя и волк» идет в Большом театре на Камерной сцене на Никольской улице – и в Театре имени М.Н. Ермоловой в постановке Карины Бесолти.
Продолжить эту линию знакомства с музыкальным театром можно на «сказках с оркестром» или «сказках с песочной анимацией», наследниц по прямой гениального «Пети и волка». Сказки с оркестром – относительно новый жанр музыкального театра, который стал одним из самых популярных в последние годы, что неудивительно, ведь мастерство рассказчика соединяется в нем со звучанием классической музыки. На роли чтецов приглашают, как правило, известных артистов, а музыку подбирают самую любимую, знакомую всем. Разновидностью «сказок» с оркестром» являются «сказки с песочной анимацией», которые идут в самых разных пространствах, от соборов до музеев, и в камерных, и в больших залах (например, в Концертном зале имени Чайковского, в Большом зале и в Филармонии 2). И это хорошая возможность «шагнуть» с ребенком из маленьких пространств в большие, чтобы отправиться, наконец, в большой театральный зал.
Пятая ступень
Но прежде стоит познакомиться с балетом, и здесь Театр Наталии Сац снова приходит на помощь, потому что там процветает жанр камерных балетов: недлинных, не больше полутора часов, хореографических постановок, которые идут на Малой сцене и позволяют именно что «познакомиться» с этим видом искусства. За основу здесь берут сказочные истории («Три поросенка», «Стойкий оловянный солдатик», «Чиполлино») и преподносят их через танец. Артистов благодаря камерному пространству видно прекрасно — и не только их костюмы (как на большой сцене), но мимику, движения ресниц и мельчайшие детали танца, а сами актеры здесь не просто танцуют, но играют, и очень мило, как актеры драматические.
Шестая ступень
Итак, идем, наконец, в большой зал театра. Почему только сейчас? Потому что сама огромность тысячного зала плюс мощное звучание полного симфонического оркестра могут произвести на ребенка обратное желаемому впечатление. Попросту говоря, напугать. Поэтому, судя по моим наблюдениям сотрудника детского музыкального театра и мамы троих детей, ребенку все-таки уже должно исполниться 6 лет, чтобы имело смысл брать его на большой музыкальный спектакль и не расстраиваться потом, что «не зашло». Например, можно отправиться в театр «Геликон-опера» на спектакль «В гостях у оперной сказки», масштабное, красочное, динамичное и веселое музыкальное действо.
В Большом театре первым спектаклем ребенка на большой сцене может стать балет «Чиполлино», который идет на Новой сцене по утрам, в 12 часов. Кстати, в Большом можно сходить и на оперу «Приключения Чиполлино» и потом сравнить, как в двух разных жанрах музыкального театра прочтен один и тот же сюжет.
Так же первым «большим» музыкальным спектаклем может стать для ребенка и мюзикл. «Мамонтенок» в Театре Мюзикла и «Бременские музыканты» в Театре Моссовета – будет разумным выбором.
Седьмая ступень
А теперь, когда стадия «знакомства» с музыкальным театром уже практически пройдена, можно начать экспериментировать, а именно – начать ходить везде, не забывая про познавательные концерты, которые сейчас часто делают театрализованными. И здесь стоит присмотреться к Московской Филармонии, на сайте которой есть целый раздел «Детям», к великолепному концертному залу «Зарядье», где проходит огромное количество всего музыкального для детей, и к Музею Музыки, чья образовательная программа насыщенна и разнообразна.
Автор: Катерина Антонова, шеф-редактор портала про театр для детей и подростков "Недоросль", создатель театра для детей, "Как зовут твоё дерево", "Швейная машинка" и книг "Родительские дневники", "Многодетная книжка". Сотрудник литературной части Детского музыкального театра имени Наталии Сац.
Отзывы и оценки (0)