#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
Спектакли для младших и старших подростков от 10 до 16+
РАМТ – это целый мир, куда можно прийти в самом раннем детстве и остаться на всю жизнь, в каждом ее периоде, открывая для себя все новые театральные сокровища в океане афиши и находя для себя в этой экосистеме новую роль и новый интерес.
10-12+
Для прекрасного, столь любимого всеми родителями возраста, когда ребенок уже и не ребенок, но еще и не внятный подросток, РАМТ подготовил несколько настолько увлекательных спектаклей, что даже папы не смогут заскучать на них.
Например, мюзикл Александра Коручекова «Остров сокровищ» - рок-баллада для подростков по роману Стивенсона.
«Алые паруса» по Грину – тоже мюзикл.
Или театральный роман взросления «Сотворившая чудо» - душераздирающая, сентиментальная, совершенно прекрасная история про то, как одна бесстрашная гувернантка спасла слепо-глухо-немую девочку и научила ее читать, писать и учиться.
«Черная курица» Екатерины Половцевой по роману Антония Погорельского увлечет головокружительной театральной формой и пронзительным внутренним смыслом.
«Леля и Минька» Рузанны Мовсесян и «Каштанка» Владимира Богатырева для возраста 10-12 лет – идеальные. В них глубина и уже совершенно взрослая пронзительность смыслов сочетается с легкостью игровой подачи текстов.
С детьми этого возраста уже можно записаться на следующую ступень Зрительского клуба – «Театральный словарь»
Спектакли для старших подростков 13-14+
Здесь РАМТ буквально сотворил чудо и собрал в своей афише постановки, которые могут заинтересовать любого – буквально, любого подростка, нечитающего или даже погрязшего в компьютерных играх. Что уж говорить о людях читающих и думающих! Для них подростковый репертуар РАМТа – это настоящее сокровище, которого хватит на несколько лет вдумчивого и осознанного хождения в театр.
Начать можно с «классической» линии репертуара. В «Пушкинский» цикл театра вошли «Метель», «Выстрел» и «Станционный смотритель» из «Повестей Белкина». Это постановки на Малых сценах: летучие, легкие, импровизационные, настолько живые, что после них хочется перечитать тексты г-на Белкина.
На Большой сцене идет грибоедовское «Горя от ума» в постановке Алексея Бородина с Чацким-Максимом Кериным, который ох как неоднозначен, особенно по сравнению со средней трактовкой этого персонажа на школьных уроках литературы.
«Чехов-GALA» того же режиссера – вечер одноактных пьес Чехова - смешных и так любимых нами водевилей «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Юбилей» и «О вреде табака».
К «классической» линии репертуара стоит отнести и комедию Островского «Свои люди-сочтемся» – она тоже идет на Большой сцене.
На Малых сценах – россыпь бесценных камерных постановок для тех, кто умеет и хочет думать – о том, что было, что есть и как с этим всем быть. «Василисса», «Волна», «Коричневое утро», «Вадик поет свою музыку», «Гриша не свидетель», «Деревня и я», «Карамора», «Зобеида», «Родинки» – все это спектакли, заставляющие переживать, со-переживать, то есть испытывать боль за другого и внутренне меняться.
А еще – читать все больше хороших авторов и задавать себе все больше вопросов. Словом, хотите вырастить себе собеседника, – отведите своего подростка в РАМТ на эти спектакли.
«Зрительский клуб» предлагает для этой аудитории программу «Жанры»
16+
С людьми старше 16 лет, особенно, если они уже посмотрели камерные спектакли из группы постановок на предыдущий возраст, пора отправляться в большие смысловые путешествия РАМТа, исследовать мир в его сложности, радости, неразрешимости, необратимости, часто боли, но иногда и счастья.
Здесь, прежде всего, нужно идти на спектакли Алексея Бородина. На его «Леопольдштадт» и «Проблему» по Тому Стоппарду, его «Нюрнберг» по Эбби Манну, на его мюзикл «Душа моя Павел» по Алексею Варламову, «Усадьбу Ланиных» по Борису Зайцеву. Это все постановки, берущие не остротой формы, которая здесь вполне традиционна. Бородин любит и костюмную многонаселенность, и масштабные, практически «оперные» декорации, и в целом неспешный ритм традиционного подробного психологического театра большой сцены. Другой вопрос, что за этой игровой и очень театрально-обаятельной олдскульностью у Бородина скрываются по-настоящему глубокие, часто неразрешимые философские вопросы, готовых ответов на которые нет ни у него - как режиссера, ни у зрителей. Большие спектакли Бородина – это всегда повод думать, читать, спорить самим с собой и с режиссером, спорить с самой жизнью, в которой возможны такие чудовищно несправедливые, трагичные обстоятельства, заставляющие людей совершать немыслимые в обычном мире поступки. И что с этим делать... Бородин умеет, не снимая глубину проблемы, давать надежду. Возможно, потому что он мудр, добр и просто любит людей. И давно живет на свете: много видел и ничему уже не выносит окончательный приговор. Только не перестает удивляться, что новый день все равно настает. И радуется этому, несмотря ни на что.
Вместе со своим уже практически взрослым ребенком можно ходить и в клуб «Премьера» – он создан для тех, кому важно, как театр развивается сущностно, внутренне, как отзываются его постановки в социуме.
Еще с теми своими детьми, которые уже практически взрослые, стоит отправиться на очаровательного «Мизантропа и я» - режиссерскую адаптацию, которую сделала Екатерина Половцева по пьесе Мольера, максимально приблизив ее к нам, «Женщин Лазаря» Алексея Золотовицкого по роману Марины Степновой и его же «Пустые поезда» по путевым заметкам Дмитрия Данилова и «Остров Сахалин» Олег Долина по дневникам Чехова.
Это все – совершенно «взрослые» постановки, созданные безо всяких скидок на «молодежный» статус театра. Спектакли сильные, острые, часто неудобные для зрителя – в том смысле, что они заставляют почувствовать себя некомфортно, начать сомневаться в том, в чем до начала действия был вроде как уверен. Это прекрасный, глубокий психологический театр – о человеке и для человека. Театр, где публика – не «дура», которую надо доить, чтобы она купила билет и на этом ее функция заканчивается, а собеседник, которого ценят, любят, хорошо знают и очень уважают, поэтому надеются, что отношения с ним - с этим собеседником, продлятся долго.
Так и происходит!
Автор: Катерина Антонова, шеф-редактор портала про театр для детей и подростков "Недоросль", создатель театра для детей, "Как зовут твоё дерево", "Швейная машинка" и книг "Родительские дневники", "Многодетная книжка". Сотрудник литературной части Детского музыкального театра имени Наталии Сац.
Отзывы и оценки (0)