#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац сегодня – то место, где можно «вырастить» любителя и знатока музыкального театра – подобно тому, как на спектаклях РАМТа можно взрастить настоящего ценителя театра драматического. Репертуарная политика этих театров выстроена так, что на каждый возраст есть своя группа постановок, которая позволяет шаг за шагом углублять интерес к этому виду искусства, расширять границы возможностей маленького зрителя, постепенно вводить в круг его внимания все новые, более сложные темы и все более изобретательные, тонкие и виртуозные художественные приемы.
Свой Путеводитель по репертуару Театра имени Наталии Сац мы сделали с учетом современных реалий театра, когда Большая сцена закрыта на реконструкцию, поэтому «большие» оперы и балеты идут крайне редко и только на арендованных площадках. Так что в нашем Театральном Ростомере оказались, в основном, спектакли Малой сцены и Фойе, и лишь те «большие» постановки, которые в этом сезоне можно увидеть на других площадках города.
0-3 года
Четыре мини-оперы в репертуаре театра Сац созданы специально для малышей: буквально, для тех, кто еще живет на руках у мамы: «Мойдодыр», «Теремок», «Кошкин дом» и «Сказка о глупом неразумном мышонке». Длятся эти спектакли 30 минут, идут днем, когда за огромными панорамными окнами фойе Большого зала театра еще светло и не нужно делать затемнение; зрители сидят на маленьких стульчиках, на полу на подушках или на руках у родителей – кому как удобнее и спокойнее. При этом на сцене, которая всего в метре от зрителей, поют оперными голосами (но негромко) и звучит настоящий оркестр (но камерный, чтобы не напугать). Сюжеты просты и понятны, но можно до или после спектакля прочитать сказки, по которым они написаны.
4-6 лет
В этом возрасте уже можно отправиться на первые балеты на Малую сцену. «Стойкий оловянный солдатик» Георгия Ковтуна, «Чиполлино» и «Три поросенка» Кирилла Симонова равно хороши, чтобы познакомить ребенка с миром хореографии. Артисты здесь близко, сами истории и их герои хорошо знакомы, благодаря книгам и мультфильмам, а фонограмма, под которую идут эти спектакли, не оглушает, что критично важно в постановках для детей.
Из опер можно отправиться на Малую сцену на «Дюймовочку» Ефрема Подгайца, оперу-балет в постановке Валерия Меркулова или на «Красную шапочку» Цезаря Кюи, которую композитор когда-то сочинил для царской семьи, поэтому там все партии (даже Волка) написаны для женских голосов. Их пели цесаревны. Царевич же был главным зрителем. Режиссер Георгий Исаакян ввел этот сюжет в свой спектакль, благодаря чему получается так, что дети смотрят свою историю: сказку про Красную шапочку – с театром теней и милыми персонажами, а взрослые – свою: про домашний спектакль в семье, которая после революции будет уничтожена.
7-10 лет
Для младших школьников, условно, первоклашек, в театре есть хулиганская опера по стихам Григория Остера «Вредные советы» в режиссуре Валентины Грищенко: она веселая и двухактная, в ней участвуют артисты-воспитанники Детской оперной студии театра, что делает постановку абсолютным хитом у маленьких зрителей. Ведь перед ними на сцене их ровесники.
«Съедобные сказки» по сказкам Маши Трауб – это несколько музыкальных новелл о жизни большой семьи, в которой есть мальчик, не желающий есть. И вот взрослые выдумывают и разыгрывают для него истории, чтобы он поел: про макаронину, эклер, фасоль, чернослив, жвачку – и тех, в кого они превращаются, чтобы стать героями настоящих приключений. Обе оперы написал Михаил Броннер, наш современник.
А вот музыку к спектаклю режиссера Надежды Бахшиевой «Лес, ведьма и горящий шкаф» создал больше ста лет назад Э. Хумпердинк, и его опера с тех пор заняла в мировой культуре примерно то же место, что и «Щелкунчик» П.И. Чайковского — ее непременно исполняют под Рождество и Новый год. В спектакле Театра Сац история Гензель и Гретель, их путешествия по лесу, плен у Ведьмы и чудесное спасение решены в жанре детского хоррора - стильно, в черно-белых тонах.
Балет Кирилла Симонова «Муха-цокотуха. Школьные годы» и детектив-балет Елены Богданович «Шерлок Холмс» по Конан Дойлю подойдут для тех, кто уже готов к двухактным хореографическим спектаклям. Озорная «Муха» и запутанный «Шерлок», в котором текст от автора читает в записи Георгий Тараторкин, – это такая «переходная» ступень между совсем «малышовыми» балетами и полноценными, крупноформатными спектаклями типа «Спящей красавицы».
Для тех, кто уже заканчивает младшую школу, в фойе театра идет иммерсивный спектакль по рассказу Чехова «Сны Каштанки» на музыку современного композитора Михаила Броннера в постановке молодого режиссера Марии Фомичёвой. Здесь зрители путешествуют по огромному фойе вслед за рыжей собакой, ее непутевым хозяином, Клоуном, Гусем, Свиньей и Котом, чтобы в финале оказаться на цирковой арене, где при свете прожекторов и завершится эта история. На протяжении всего спектакля, действие сопровождает Рассказчик, что облегчает понимание сюжета.
Еще для этого возраста есть мюзикл Александра Чайковского «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста» в постановке Георгия Исаакяна – масштабная постановка в классическом стиле, где тоже, как и во «Вредных советах», заняты артисты-дети, что придает спектаклю и легкость, и озорство, и очарование.
Балет Кирилла Симонова «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского, несмотря на «детское» название, требует от зрителя готовности к тому, что на сцене иногда может быть чуть страшновато: художник по гриму в этом спектакле поработал так хорошо, что Баба Яга и персонаж по имени «Война» выглядят действительно устрашающе. Но тем детям, которым нравятся ужастики и страшилки, спектакль очень понравится.
11-14 лет
Младшие подростки. С ними уже можно отправляться на почти взрослые спектакли. Например, на рок-классик оперу Ефрема Подгайца «Повелитель мух» в режиссуре Валерия Меркулова. Эта двухчасовая двухактная постановка создана по одноименному роману Уильяма Голдинга, одному из самых серьезных и глубоких авторов в мировой литературе о подростках. Поэтому нужно быть готовым к тому, чтобы отвечать на некомфортные вопросы ребенка после спектакля. И лучше, конечно, перечитать роман перед походом в театр. В данном случае это будет очень правильно.
Любителям фантастики очень «зайдет» «Двухсотлетний человек» - балет в постановке Кирилла Симонова. Эта философская история Айзека Азимова о том, как робот превращается в человека, рассказана легко, поэтично и порой очень щемяще.
15-16+
Для старших подростков, которые ведь, на самом деле, уже практически взрослые, в Театре Сац есть дивный цикл «Пушкин в музыке». «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Русалка» А. Доргомыжского и «Алеко» С. Рахманинова представлены в фойе театра в полу-сценическом варианте в режиссуре Валерия Меркулова. Это классические прочтения русских опер на пушкинские сюжеты.
В балетном репертуаре именно на этот возраст зрителей рассчитана последняя большая балетная премьера этого сезона – «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Кирилл Симонов перенес шекспировский сюжет в ХХ век, чем очень приблизил к нам - сегодняшним героев этой истории.
Автор: Катерина Антонова, шеф-редактор портала про театр для детей и подростков "Недоросль", создатель театра для детей, "Как зовут твоё дерево", "Швейная машинка" и книг "Родительские дневники", "Многодетная книжка". Сотрудник литературной части Детского музыкального театра имени Наталии Сац.
Отзывы и оценки (0)