#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
Школьные походы в театр – история особенная. Тем более если дело касается произведений, которые проходят на уроках литературы. Что посмотреть ученикам, чтобы они не разлюбили ни театр, ни книги, а наоборот – зажглись на дальнейшие размышления и обсуждения увиденного и захотели прочесть не только краткое, но и оригинальное содержание? Посмотреть не чтобы закрепить материал, а увидеть, что герои произведений – живые люди, часто – такие же, как мы сегодня.
В этой подборке остановимся на трех школьных и театральных классиках: Пушкине, Гоголе и Чехове.
Александр Сергеевич Пушкин – рок, дуэли и бессмертие
А.С. Пушкин сопровождает школьников на протяжении всей учебы. Знакомство с его сказками начинается еще в детском саду и продолжается в младших классах – спектаклей по ним предостаточно в столичных театрах, отдельного внимания заслуживают две музыкальные работы в театрах кукол.
Борис Константинов поставил в ГАЦТК им. Образцова «Сказку о царе Салтане» – фолк-рок композитора Николая Шамшина актеры сами исполняют на сцене. Художник Виктор Никоненко придумал старинный русский театр, потому в сценографии использовано дерево, как чисто русский материал, шумовые машины и механические волны.
Еще один музыкальный спектакль по сказке Пушкина поставили в Московском театре кукол. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Натальи Пахомовой звучит музыка композитора Николая Морозова – актерское многоголосье окутывает зрителей со всех сторон, погружая в действие.
Большой проект придумали в РАМТе к 220-летию Пушкина: молодые режиссеры ставили «Повести Белкина». С тех пор многое поменялось, по разным причинам большинство работ уже не играется, но «Станционного смотрителя» еще можно поймать в репертуаре.
К этому же циклу классика обратился Кама Гинкас в МТЮЗе, выпустив «Записки покойного Белкина». Из пяти повестей режиссер выделяет для своего спектакля две – «Метель» и «Выстрел», они становятся поводом для разговора о самом авторе. В параллель с хрестоматийными текстами Гинкас рассматривает насыщенную свадебно-дуэльную биографию их автора. Сегодня она звучит не менее красноречиво и эффектно, чем сюжеты разыгрываемых произведения.
Вовсе уходит от текстов классика и исследует биографию Пушкина спектакль «Черная речка. Кукольная дуэль» в театре «Петрушкина слобода» в Мытищах. Жизнь поэта, ставшего бессмертным в легендах и анекдотах, соединяется с сюжетами из жизни народного героя Петрушки – такого же неубиваемого персонажа русского фольклора. Ироничная и предельно живая постановка заигрывает с традицией, оставаясь ей верна. Неугомонная и фантазийная, она сближает с классиком и настраивает на любовь к нему. Ценно и то, что спектакль универсален для школьников любого возраста – с удовольствием смотрится как в начальных классах, так и в старших. А пострелять в тире на «Пушкинских аттракционах», что ждут зрителей перед началом, будет любопытно и взрослым.
Николай Васильевич Гоголь – попробовать классика на вкус
Произведения Гоголя с его выпуклым юмором и объемными метафорами особенно любимы театрами кукол. В Московском Открытом театре кукол, присоединенном недавно к МТК, идет «Ревизор» Карена Нерсисяна – особую иронию здесь задает игра с масштабом куклы и человека. Постановка интересна еще и тем, что именно этой пьесой открывался театр в 1933 году.
В самом МТК уже больше десяти лет идет «Майская ночь» – первый в столице спектакль в жанре «с закрытыми глазами». Режиссер Каролина Жерните решает повесть классика в 5D, воздействуя на все чувства человека, кроме зрения – текст бережно сохранен и наполнен звуками, запахами, вкусами и прикосновениями. Социальная постановка за годы своей жизни ни на каплю не потеряла актуальность, а обсуждение с командой после показа – непременная часть спектакля.
В «Мастерской Петра Фоменко» уже больше 20 лет идет спектакль «Он был титулярный советник» по повести «Записки сумасшедшего». На этой тонкой работе выросло не одно поколение зрителей и не удивительно, что постановка продолжает собирать залы. Анатолий Горячев в моноспектакле играет героя предельно узнаваемого – человека сегодняшнего, что диву даешься точности и актера, и автора.
Антон Павлович Чехов – разные способы работы с деревом
Со школьниками младших и средних классов интересно отправиться на «Каштанку» в Московский театр кукол. Режиссер и художник Амир Ерманов придумал куклу собаки в несколько метров величиной, при этом деревянная героиня напоминает верстак, под которым жила в хозяйском доме. У каждого героя здесь – будь он человек или животное – есть душа, показать которую в театре кукол можно наглядно.
Иной масштаб кукол и сценографии в спектакле «Ионыч», который можно увидеть в Театральной лаборатории «КукLab» – здесь все действие помещается на круглом столе, укрытом белой скатертью. Режиссер и художник Николай Рингбург создает лиричную и динамичную историю, сотканную будто из теплого света и звуков фортепиано. Но легкость и ирония постепенно исчезают из этого идиллического мира – как и из жизни заглавного героя.
Старшим школьникам можно отправиться на «Вишневый сад» сразу в два театра, а позже сравнить атмосферы обеих постановок и работу с текстом.
В спектакле Ивана Поповски в «Мастерской Петра Фоменко» самое интересное и важное происходит не на словах, а в действиях героев. Их уютный захламленный мир ютится где-то с краешку, а бОльшую часть сцены занимает сад – хрупкий и невесомый.
В спектакле театра «Около» от сада остались только обветшалые бревна. Режиссер Юрий Погребничко возвращает в пьесу Чехова вырезанный текст, а еще добавляет героев Шекспира. Отличный вариант поразмышлять о классиках и современниках.
Автор: Анна Казарина - театральный критик, исследователь театра кукол и театра для детей. Ридер конкурса драматургии "Маленькая Ремарка", эксперт Большого Детского фестиваля, автор подкаста "Куклонаваждение", пресс-секретарь Московского театра кукол.
Отзывы и оценки (0)