#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
Борис Константинов – один из лучших режиссеров-кукольников нашей страны, его спектакли восемь раз становились лауреатами высшей театральной премии «Золотая Маска» и всех других возможных конкурсов. Но дело даже не в премиях, не в признании критиков и коллег, а в единодушной любви зрителей. Ведь, что скрывать, Борис Константинов – настоящий волшебник, в его руках оживают не только куклы, а любые неодушевленные предметы. Он умеет мыслить образами и рассказывать истории даже без слов, и в каждой из них будет что-то трогательное, щемящее, попадающее прямо в сердце.
Борис Константинов был одним из основателей независимого кукольного театра Karlsson Haus в Петербурге, ставил спектакли по всей стране – от Вологды до Сахалина и от Карелии до Краснодара. И каждый становился событием, за которым нужно было охотиться на фестивалях. Но вот уже больше 10 лет Константинов является главным режиссером главного кукольного театра страны – Театра Образцова. И теперь москвичи, к своему счастью, могут смотреть и пересматривать его прекрасные спектакли в любое время.
У режиссера есть постановки на любой возраст. В нем удивительным образом уживаются внутренний ребенок, который любит веселиться и хулиганить, и большой художник.
Для детей 6+
«Снеговик» – самая первая и одна из лучших постановок Константинова в Театре Образцова. Это нежная и лирическая история снеговика, влюбившегося в жаркую печку. Сказку Андерсена рассказывает всего один артист, но на сцене возникает целый мир, придуманный художницей Евгенией Шахотько: заснеженный уютный городок, светящиеся окна домов – так и хочется тут поселиться. И конечно, этот камерный, душевный спектакль, сделанный на кончиках пальцев, трогает и детей, и взрослых.
«Сказка о царе Салтане», идущая на большой сцене, напротив – озорное, яркое и динамичное зрелище. Это Пушкин в стиле фолк-рок, где всем известные строчки распевают под музыку электрогитар. И в то же время – игра в стилизованный старинный театр, с необычными деревянными куклами, декорациями и машинами, изображающими море, шум ветра и дождя. Художник спектакля – еще один замечательный мастер Виктор Никоненко.
«Гадкий утенок», которого режиссер делал вместе со своей ученицей, художницей Александрой Громовой, – пример того, как историю можно рассказать без слов. Актриса Юлия Бобровская, играющая веселую птичницу, тут не пересказывает известный сюжет Андерсена, а проживает его вместе с героем – помогает Гадкому утенку пройти все испытания и стать прекрасным белым лебедем, буквально срастаясь с ним.
«Питер Пэн и Венди» на большой сцене – спектакль для тех, кто предпочитает более традиционные, но эффектные постановки. Тут есть все, за что мы любим сказку Барри: ночные полеты, приключения на волшебном острове, потерянные мальчишки, забавные индейцы, пираты и русалки. И еще это целая энциклопедия разных видов кукол – тростевые и планшетные, маски и тантамарески, в сочетании с мультимедиа и живой музыкой они создают целый сказочный мир.
Для подростков 12+
«Ленинградка» – тоже один из ранних спектаклей Константинова и художника Виктора Антонова, который чем-то напоминает работы Резо Габриадзе. Это совершенно пронзительная история о блокадном Ленинграде и маленьком домовом, который помогает выжить девочке, оставшейся без родителей и живущей в шкафу. Образы из этой постановки надолго впечатываются в память: вот грузовик с драгоценными апельсинами идет под воду, на дно Ладожского озера, вот жуткие куклы Холода и Голода, а вот Крыса-спекулянтка… Фантазийный план тут сочетается с кадрами документальной хроники на экране, что производит особенно сильное впечатление.
«Белая уточка» только по названию кажется милой сказочкой. На самом деле это довольно жутковатый мистический хоррор по мотивам русского фольклора. История княгини, которую злая колдунья превратила в птицу и заняла ее место, завораживает до мурашек. Фантастические маски и зловещий грим, птичий клекот и взмахи огромных крыльев, тревожная музыка – все это погружает зрителей в атмосферу древних сказаний, ритуалов и магии, в мир русской Малифисенты.
«АлисЫ в стане чудес» продолжают рок-н-ролльную тему на большой сцене. Но на этот раз режиссер уходит довольно далеко от оригинальной сказки. Главный герой спектакля – музыкант Евгений Маргулис собственной персоной. Вместе с кукольными Алисами через кроличью нору и лондонскую подземку он попадает в свою страну чудес, где герои Кэрролла встречаются с культовыми фигурами от Чарли Чаплина до Мэрилин Монро. Все это зрелищно, технологично и динамично – скучать точно не придется.
«Чайка по имени…» – самая свежая премьера Константинова предназначена зрителям от 16 лет. Это весьма вольная переработка повести Ричарда Баха: главный герой здесь – бывший летчик-испытатель с позывным Чайка, который проходит лечение в клинике «Дальние скалы», но все равно грезит о полетах. Это сложное, но сильное высказывание о тех безумцах и храбрецах, которые презирают логику обывателей и стремятся к пределам невозможного. То ли люди, то ли чайки, то ли сон, то ли быль – готовых ответов тут нет, каждый вынесет из этой истории столько, сколько сможет. Но после нее наверняка захочет расправить крылья.
У Бориса Константинова есть и спектакли для взрослых: изобретательная «Турандот», где зрители переносятся из карнавальной Венеции Гоцци в сказочный Китай, грустная и драматичная история «Жена мужа в Париж провожала» по рассказам Шукшина, а также яркое мексиканское шоу про Фриду Кало, которое идет летом в Образцов-парке.
А еще постановки Константинова можно увидеть в других театрах: хулиганскую «Ромео и Джульетту» с куклами-петрушками – в «Кукольном формате» в Петербурге, трогательную «Русалочку» – в Московском открытом (ранее - областном) театре кукол, а для самых маленьких зрителей (от 5 лет) – спектакль-игру по русским сказкам «Поехали!» в Московском театре кукол.
Автор: Марина Шимадина - журналист, театральный критик. Автор изданий «Театрал-online», «КоммерсантЪ», «Известия», «Театр», «Эксперт», «Петербургский театральный журнал» и др.. Создатель портала «Театр – детям». Специалист по театру для детей и подростков.
Отзывы и оценки (0)