Придуманный Антоном Калипановым и Ольгой Шайдуллиной театр называется «Таратумб». Если вбить это слово в поиск на карте, то в первую очередь, появится ссылка на село в Армении - с населением всего 432 человека, небольшое, но невероятно красивое. В честь него и назван театр, который непросто найти на карте Москвы, потому что свои спектакли он играет на разных площадках. Название того армянского места, где побывали во время своей экспедиции Антон и Ольга можно перевести как «Сидит на тумбе». И тогда театралы вспомнят песенку Чебутыкина из «Трех сестер»: «Тарарабумбия, сижу на тумбе я».
Калипанов и Шайдуллина обладают уникальным чувством юмора: театральным и, действительно, каким-то чеховским. Их спектакли для детей наполнены тонким остроумием; и даже в грустных происшествиях и ошибках персонажей находится что-то нелепое, но вдохновляющее, подброшенное самой жизнью как утешение, и эту иронию только надо уметь заметить.
Ольга Шайдуллина - композитор и режиссер. Антон Калипанов - актер и режиссер театра кукол. Поэтому в их работах важны и органично дополняют друг друга визуальная и аудиальная составляющие. А еще они - путешественники, не случайно оказавшиеся в Таратумбе. Их спектакли представляют сказки разных культур: в репертуаре есть - грузинская, немецкая, узбекская. Отечественная литература представлена классиками. При этом действие «Аленького цветочка» по Сергею Аксакову и «Как найти Вифлеем» по Валерию Брюсову тактично связано с современными реалиями и ритмами.
Первую постановку населяют деревянные персонажи, придуманные художником Марией Кривцовой по мотивам фигур русского севера - там живет купец с дочерями. Перепутавший адрес музыкант, вместо свадьбы попадает на спектакль, разыгранный мастером по мотивам сказки Аксакова. Их ссоры и примирения — еще один сюжет этого «Аленького цветочка», но в финале свадьба все-таки состоится, а музыкант таким образом исправит свою ошибку.
Катя — современная разумная девочка, хотя по воле авторов спектакля она и попадает в сюжет, придуманный Валерием Брюсовым. История о Спасителе производит на нее такое сильное впечатление, что, пока родители отлучились, она выходит из дома и бродит около Патриарших прудов, ища следы волхвов. Героиня разговаривает с неизвестным, встречает современного пилота из соседнего двора в нервном ожидании такси и памятник Чайковскому, который, сидя у филармонии, продолжает сочинять музыку.
«Таратумб» использует в спектаклях кукол разных систем - от утонченных классических марионеток в «Подарке черного ворона» до удалых округлых маппетов в спектакле для самых маленьких «Как нотки петь научились».
Ученый и фотограф приходят на редколлегию журнала, и то, что могло стать докладом, превращается в остроумный спектакль «Морж, учитель и поэт» по книге современного писателя Артура Гиваргизова. Все начинает оживать, превращаясь в необычных плоских кукол, которые управляются в том числе с помощью магнитов. Получается настоящий коллаж. Морж, медведь и мамонт играют здесь главные роли наравне с Антоном Калипановым и Вячеславом Ямбором — их актерский дуэт убедителен в путешествии многочисленных персонажей как на Русский Север, так и в Индию.
Томский художник Владимир Захаров изобрел новую систему кукол, что бывает нечасто. Его уже нет в живых, а конструкция становится только популярнее. Куклам на запястье удивительно впору играть лирические сказки Сергея Козлова. Главный герой Ежик в исполнении Антона Калипанова может оказаться в Африке, когда только пожелает. Спектакль так и называется – «На краю Африки». Но в данном случае континент - не простой, а волшебное, выдуманное, личное место.
В спектакле «И дольше века длится день» по одноименной повести Айтматова, действие которой происходит, в том числе, и в 1953 году, заняты не только актеры, но и подлинные музейные предметы коллекции, рассказывающей о ГУЛАГе. Кружка становится бочкой, в которой стирают белье, кожаный портфель превращается в вагон поезда. Но главные роли отданы куклам. Специалисты их называют шарнирными — так выглядят персонажи в кукольных анимационных фильмах. Они очень похожи на людей с заработанным землистым цветом лица и морщинами, а еще они драматичны в своей статике, убедительны в монологах, сосредоточены в молитвах.
P.S. Если вы, как и «Таратумб», тоже любите путешествия и непривычные театральные приемы, то во время визита в Вологду зайдите в театр кукол «Теремок», в котором идет спектакль Ольги Шайдуллиной и Антона Калипанова «Удачи, Марк!» - авторский кукольный мюзикл для подростков, в котором актуальная тема буллинга открывается с новой стороны.
Автор: Алексей Гончаренко - театровед, театральный критик, драматург, кандидат искусствоведения, доцент Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Куратор лаборатории Московского театра кукол МТК.Next. Редактор портала про театр для детей «Недоросль». Театральный обозреватель портала «Афиша Дети». Соведущий подкаста «Куклонаваждение».
Отзывы и оценки (0)