#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
«Ах, если бы сбылась моя мечта!» — один из важных лейтмотивов спектакля Терезы Дуровой «Летучий корабль», который, по сравнению со знаменитым мультфильмом Гарри Бардина, стал объемнее и продолжительнее. Радуясь за любовь и счастье Ивана и Забавы, так или иначе, сочувствуешь интригану Полкану и забытому всеми Водяному: в театре важно понять каждого персонажа — даже в ярком, масштабном мюзикле.
Кстати, во время премьеры этого спектакля в 2010 году, сбылась мечта не только главных героев, но и самой Терезы Дуровой. Она создала свой собственный неповторимый театр, получивший название «Театр Терезы Дуровой». И возможно, имя и характер Забавы стал для Терезы Ганнибаловны ключевым. Протагонисты спектаклей Дуровой похожи на режиссера в своем позитивном упрямстве и отважном оптимизме. Даже «Царевна-Несмеяна» в одноименном спектакле - это не характер, а колдовство. Заглавная героиня находится во власти злых чар, поэтому многочисленным шутам и шутихам не так легко исполнять свой профессиональный долг. Но они его исполняют. Тереза Дурова верит в их, а значит и в свою креативную силу.
Мюзикл Максима Дунаевского «Аленький цветочек» отличается запоминающимися мелодиями, что бывает нечасто. А постановка Терезы Дуровой — особой зрелищностью, в которой русские народные мотивы органично соединятся с визуальными цитатами из зарубежных фильмов-блокбастеров: например, Чудовище недвусмысленно напоминает Чужого.
В «Театре Терезы Дуровой» умеют придать национальному колориту современный несувенирный лоск. Сравнение спектаклей с кино-блокбастерами подстерегает все постановки театра еще и потому, что перед началом каждого спектакля на экране транслируются эффектные тизеры других постановок.
Дурова сформулировала программу своего театра: многие ее спектакли – это путешествие в ту или иную страну. На сцене открываются порталы в Японию, Шотландию, Мексику, на Балканы... Артем Абрамов пишет пьесу на мотив народной сказки, легенды, поэзии, а национальные мотивы обязательно есть и в музыке, которая исполняется оркестром вживую, в том числе на уникальных аутентичных инструментах.
Но и внутри задачи культуртрегерства есть своя эволюция. Начиналось все со знакомых литературных сказок. Но в инсценировках появлялись неожиданные, часто драматические повороты сюжета. «Бу-ра-ти-но» - площадное представление во время венецианского карнавала.
В «Волшебной лампе Аладдина», как водится, пластичный Джинн обладает чувством юмора и сверхспособностями, но весь план по спасению заглавного героя придумывает и приводит в исполнение любящая мать Аладдина.
В «Принце и нищем» дно Лондона выглядит хоть и веселым, но чрезвычайно опасным, а жизнь при дворе хоть и роскошная и, на первый взгляд, праздная, но совсем не беззаботная.
Следующие названия выходили за рамки привычной детской литературы и представляли истории дружбы Ильмаринена и Лимменкяйнена («Волшебная мельница Сампо» по «Калевале») или любви Петко и Любицы («Тайна волшебного зелья» по балканским мотивам).
Впрочем, не все персонажи Дуровой находят счастье в близком себе человеке. Молодой Император в финальной сцене китайского спектакля «Три лотоса» медленно сбрасывает парадные одежды, чтобы присоединиться к простым людям, но в его случае это выглядит шагом к отшельничеству.
В какой бы стране не происходило действие, тема взросления важна для Театра Терезы Дуровой, который ориентирован, в первую очередь, на семейную аудиторию. Маугли в одноименном спектакле вырос, он покидает волчью семью в джунглях, узнает о своих настоящих родителях и влюбляется впервые и, скорее всего, навсегда.
Главной героине «Однажды в Мексике» исполняется пятнадцать, то есть она по местным законам становится взрослой, и теперь ей придется самой вмешаться в решение проблем своей семьи.
В спектакле «Приключение Тима, или Проданный смех» (режиссер - Дарья Коршунова, Тереза Дурова - художественный руководитель) - Тим еще ребенок, но ему пришлось совершить важную взрослую ошибку: подписать договор, который почти невозможно исполнить без санкций.
В театре сложилась команда профессионалов: они умеют одновременно и удивлять, и не обмануть ожидание. Возьмем шотландский сюжет, спектакль “Вересковый мед”: конечно, на сцене будут рыжие мужчины в клетчатых килтах; разумеется, не обойдется без волынки и барабанов. Но начнется действие в конце XIX века, когда паровозы уже вошли в привычку, а кино еще нет.
Тереза Дурова - редкий режиссер, который работает с залом на тысячу мест. Она ценит качественное шоу, а в нем - после эффектных сражений и волшебных превращений обязательно должны быть минуты пронзительной тишины.
Автор: Алексей Гончаренко - театровед, театральный критик, драматург, кандидат искусствоведения, доцент Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Куратор лаборатории Московского театра кукол МТК.Next. Редактор портала про театр для детей «Недоросль». Театральный обозреватель портала «Афиша Дети». Соведущий подкаста «Куклонаваждение».
Отзывы и оценки (0)