Мы часто воспринимаем театр как самоигральную историю. Мол, привел ребенка в зал – и все, больше ничего делать не нужно. Но по факту так с детьми не работает. Напротив, «семейный» поход на спектакль требует от взрослого достаточно много усилий. И нужны они для того, чтобы ребенок захотел снова прийти в зрительный зал и театр вошел бы в его жизнь как одно из самых больших удовольствий.
Чем больше ребенок будет знать и понимать про театр, тем интереснее ему будет смотреть спектакль. И здесь критично много зависит от усилий взрослого: ведь для того, чтобы познакомить ребенка с миром сцены, его устройством, законами и обитателями, нужно время, желание и силы. Хотя бы для того, чтобы найти подходящую по возрасту экскурсию за кулисы (например, очень милая экскурсия в Музыкальном театре «Геликон–Опера»). Или интересный зрительский клуб, педагоги которого познакомят детей с людьми разных театральных профессий и практикой обсуждений после спектакля. Или разыскать театральный мастер-класс в книжном магазинчике. Или читку подростковой пьесы в модном выставочном пространстве. Все это есть, и этого много, надо просто знать, что и где искать.
Сегодня в Москве, например, самые интересные, разнообразные и «долгоиграющие», не разовые зрительские программы есть в РАМТе (про знаменитый «Зрительский клуб» Аллы Лисициной уже ходят легенды) и в Новой опере (где Алиса Спирина увлеченно работает с детьми и их родителями в своей огромной программе «ОКНО», в которой проходят различные мероприятия).

А в Московском театре кукол уже несколько сезонов показывает свои работы Лаборатория для подростков МТК.NEXT, где в куклах ставят лучшие тексты издательства «Самокат» и «Розовый жираф» и проводят после показов зрительские обсуждения.
Фото: Анна Казарина
Из детских книжных больше всех театром увлечен, на данный момент, магазинчик издательства «Розовый жираф» с обаятельным названием «Букашки». Там можно найти читки пьес и театральные мастер-классы, которые проводят артисты, режиссеры и художники.
К слову про книжки: конечно, имеет смысл читать книги про театр – любые, написанные для детей. Все это даст ребенку знание и понимание того, как создается спектакль, из чего театр состоит, сколько людей в нем работает. Тогда, придя на спектакль, ребенок будет чувствовать себя уже немножко своим в этом мире, а, значит, и относиться будет ко всему происходящему с намного большим интересом.
Но сначала нужно ходить примерно везде, чтобы найти «свое» место и «своих» людей на огромном материке под названием «театр». Кому-то из детей зайдут мастер-классы в театральных цехах, где будут клеить макет спектакля. А кому-то приглянутся лекции о специфике того или иного жанра.
Как узнать, пока не попробуешь, что именно твоему ребенку подойдет? Только вместе с ним изучая, знакомясь с театральными практиками, внимательно и «безоценочно» присматриваясь к реакциям своего ребенка и стараясь понять: что вызывает интерес, а что – отторжение. Это, кстати, тоже важный момент: дать своему ребенку право не полюбить.
Театр – он же всегда «по любви», а не по принуждению и не из позиции «должен». Но требовать любви нельзя – ни в жизни, ни в театре. И нужно давать ребенку право не принимать тот или иной спектакль (даже если это классика типа «Лебединого озера») или даже целый вид театра. Это стоит просто заметить, запомнить и пока больше не водить туда ребенка. Благо театр сейчас настолько разнообразен, что всегда есть что-то еще, что можно предложить посмотреть.
И так как театр – это по любви, то стоит дать этой любви цвести и развиваться свободно. Как?
- Ходите всюду, а не только в академические театры. На чердаках и в подвалах, в частных маленьких театрах и на лабораторных показах можно увидеть фантастически талантливый театр;
- Радуйтесь удачам и прощайте театру неудачи. Давайте ему второй шанс. Каждый спектакль сегодня проходит иначе, чем шел вчера, – его же играют живые люди, и зал всегда сидит разный, поэтому один показ не похож на другой. Не закрывайте для себя после неудачного спектакля возможность снова прийти в этот театр или на это название;
- Даже если вам не понравилась постановка, помните: в театре никто не хочет сделать как хуже. Все и всегда стараются сделать как лучше, как интереснее, как им кажется важнее и живее. Поэтому воспринимайте новое (и в чем-то возможно, неожиданное для вас) прочтение знакомого материала, например, классической пьесы из школьной программы, как возможность узнать что-то и посмотреть на уже известное с иной точки зрения;
Часто говорят: «семейный театр – это повод поговорить с ребенком о сложных темах». Да, конечно. Но стоит помнить, что театр, обладая практически неограниченной силой воздействия на нас, людей, может сделать очень больно, действительно сильно поранить, растревожить, взволновать, довести до слез, привести в отчаяние или в растерянность. И тогда человеку, особенно маленькому, будет трудно отвечать на вопросы после спектакля или делиться своими впечатлениями. Если вы заметили у ребенка именно такое состояние, дайте ему просто побыть с собой в тишине. Театр, помимо того, что есть повод поговорить, еще и является поводом помолчать.