#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
Куклы – не игрушки.
Считается, что театр кукол – это развлечение для маленьких, после 12 на кукольные представления ходить несолидно. Давно пора развенчать этот миф! Искусство театра кукол – глубокое и многообразное. И самое интересное в нем как раз происходит на территории взрослого и подросткового театра, где возможен эксперимент и игра с жанрами: тут и визуальный театр художника, и предметный театр, и современные медиатехнологии. Рассказываем, где их искать.
В Театре кукол имени Образцова есть не только «золотая коллекция классики», но и современные постановки для всей семьи. Например, байопик «Я – Сергей Образцов» (12+) – это путешествие через непростую историю XX века вместе с создателем крупнейшего кукольного театра страны, которого превосходно играет Евгений Цыганов, дальний родственник режиссера.
А в спектакле Бориса Константинова «Алисы в Стране чудес» (12+) можно встретить музыканта Евгения Маргулиса собственной персоной. Он вместе с кукольными Алисами (тут их сразу несколько) падает в кроличью нору, оказывается в лондонской подземке, встречается с героями Кэрролла и поет песни «Битлз». Подростки наверняка оценят свободу авторской фантазии, компьютерную анимацию и рок-н-рольный драйв постановки.
На малой сцене стоит посмотреть «Белую уточку» (12+) – славянский хоррор по русской народной сказке о княгине, превращенной злой ведьмой в белую уточку. В этой авторской постановке Константинова такие маски, куклы и фантастические образы, что мурашки бегут по коже. Особенно понравится эта загадочная притча поклонникам фэнтези и мистики.
В Московском театре кукол на Бауманской есть целый блок спектаклей для подростков. Все они вышли из проекта МТК. Next – экспериментальной лаборатории по современным книгам, которую курируют режиссер Наталья Пахомова и театровед, драматург Алексей Гончаренко. Соответственно и формат у них необычный.
«Мучных младенцев» (12+) по повести Энн Файн играют в фойе, а вся сценография тут сделана из картона. На героях – картонный коробки, за которыми «люди в футлярах» прячут свои чувства и эмоции. Это история о школьном эксперименте по работе с трудными детьми, и зрители тоже окажутся в классе и примут в нем участие.
«Умника» (14+) по книге Мари-Од Мюрай показывают уже в зале, но тоже используют технику «плоских кукол» или масок, превращающих актеров в немного мультяшных персонажей. Главный герой – 23-летний здоровяк с нейроотличиями, смотрит на мир глазами ребенка и заставляет и других относиться к жизни иначе, быть добрее и терпимее.
К этой же серии относятся спектакли «Мой внутренний Элвис» (16+) по книге Яны Шерер на актуальную тему фэтшейминга и принятия себя и «Кэрролл без Алисы» (14+) – фантазии на темы творчества Кэрролла.
А также с подростками можно посмотреть недавнюю премьеру театра «Эдгар По. Следствие» (16+) – детективное расследование по мотивам рассказа «Убийство на улице Морг» и биографии самого писателя.
Бывший Московский областной театр кукол на Таганке, ныне присоединенный к МТК, в последнее время тоже выпускает много спектаклей для подросших детей. Среди их хитов – «Кентервильское привидение» (10+) по сказке Уайльда и «Можно попросить Нину» (12+) по рассказу Кира Булычева о телефонном звонке в прошлое, в блокадный Ленинград.
Но ставят здесь и современные пьесы. Например, «Мойры Петроградского района» (12+) Константина Федорова – весьма оригинальная история о богинях судьбы в современном Петербурге. Они запутали все нити, потеряли ножницы – и у многих героев появился второй шанс на жизнь. В спектакле Александры Ловянниковой «играют» симпатичные куклы на запястье, и вся постановка кажется очень теплой, рукотворной, и дает хороший материал для раздумий и обсуждений – что такое судьба, и как много в ней зависит от нас самих.
О ценности жизни и роли человека размышляют и в пьесе Алексея Житковского «Охота на крыс» (14+) – о мальчике, который переезжает в город из самобытного мира Ханты и Манси.
Интересные кукольные постановки для подростков можно найти и в независимых частных театрах. Например, у творческого объединения «Таратумб» есть замечательный спектакль «И дольше века длится день» (14+) по повести Чингиза Айтматова. Он создавался в Музее истории ГУЛАГа, и тут оживают реальные предметы, привезенные из экспедиций: газовые фонари превращаются в домики поселка, лагерная кружка – в тазик для стирки белья, а портфель, лампа и игрушечный паровоз становятся действующими лицами. История семьи, заброшенной в 1950-е годы в далекие казахские степи, тут превращается в притчу, в микромодель Вселенной, где все взаимосвязано. Неслучайно спектакль стал лауреатом премии «Золотая Маска». И сегодня это чуть ли не единственная в Москве постановка, где с подростками серьезно говорят о нашей истории. Сейчас ее можно увидеть на площадке театра «Среда 21».
Оригинальный спектакль для школьников «Черная речка. Кукольная дуэль» (12+) появился и в театре «Петрушкина слобода» в Мытищах. Тут история пушкинской дуэли переосмысляется в эстетике народного балагана. Пушкин здесь стал таким же народным героем, даже супергероем, как фольклорный Петрушка, который шутит, балагурит и побивает смерть палкой. И подросткам этот веселый, хулиганский образ поэта будет явно ближе, чем бронзовый монумент классика.
В последнее время и драматические театры заходят на территорию кукольного – используют кукол в спектаклях или делают полностью кукольные постановки. Один из самых удачных примеров – «Ходжа Насреддин» (12+) в Театре Наций, также получивший «Золотую Маску». Это традиционная восточная притча с марионетками – самыми трудными в управлении куклами. Но фокус в том, что управляют ими профессиональные кукольники, а озвучивают голоса Евгения Миронова, Константина Хабенского и других известных артистов. Поэтому в спектакле возникает эффект dolby stereo, как в постановках Резо Габриадзе, с которым в свое время работала режиссер Анна Викторова. Спектакль нельзя назвать чисто подростковым, он будет интересен и взрослым, но в нем есть и юмор, и красота, которую наверняка оценят юные творческие натуры.

Автор: Марина Шимадина - журналист, театральный критик. Автор изданий «Театрал-online», «КоммерсантЪ», «Известия», «Театр», «Эксперт», «Петербургский театральный журнал» и др.. Создатель портала «Театр – детям». Специалист по театру для детей и подростков.