«Мы стараемся создать такую атмосферу, где ребенку не нужно ничего доказывать, получать грамоты или делать что-то по шаблону».
Большой разговор о детских программах в Музее Толстого и новом Детском Центре «Улей».
Усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках — уникальный памятник истории и культуры, ведущий свою историю с начала XIX века. Здесь писатель жил с семьёй с 1882 по 1901 год. В экспозиции музея можно увидеть более 5000 подлинных предметов семьи Толстых, от мебели до живописи и бытовой утвари. Само здание и окружающий сад создают особую атмосферу: попадая сюда, ребёнок словно перемещается во времени. Однако главное в Хамовниках — это не только экспонаты, но и интерактивные программы для детей и семей.
Мы поговорили с Еленой Бойцовой – старшим научным сотрудником музея, которая ведёт детские занятия уже более 20 лет, и с Полиной Курант, руководителем детского центра «Улей», открывшегося этим летом в усадьбе Толстого в Хамовниках. Вместе с ними разбираемся, чем интересен музей детям, как устроены занятия, и почему сюда стоит прийти всей семьей.
Идея работать с детьми появилась еще в начале 1990-х. Тогда считалось, что музей — это сугубо «взрослый» мир. Лидия Любимова, директор музея, в 1991 году поручила создать программу для дошкольников. «Мы поняли, что музей должен научиться говорить с самыми маленькими посетителями», — отмечает Елена. Так появилась Детская Дошкольная Академия «Муравейные братья», которая в следующем году отметит 35-летие. Академия стала творческой лабораторией: здесь проводятся занятия, праздники и викторины для школьников. По словам Елены, уже через десять лет после запуска «Муравейных братьев» в музее были разработаны десятки разных программ: интерактивные экскурсии, литературные занятия, театрализованные уроки и т. д.
Елена Всеволодовна Бойцова
Возраст и форматы занятий
В музее Толстого с детьми работают начиная примерно с 5 лет. Дошкольники приходят на занятия Академии «Муравейные братья» , а школьники – на экскурсии и тематические уроки. Елена поясняет: «В музей можно прийти в пять лет… Занятия проводятся каждую субботу. А далее формат меняется: дети продолжают заниматься, но в музей приходят раз в месяц – в воскресенье. Мы ведем наших «муравьев», как правило, до 10 класса, до сложного периода «страстей по ЕГЭ», когда времени на музей у детей не остается. Сейчас у Детской Академии удивительный период: заниматься приходят подросшие уже дети наших первых учеников». Название Академии выбрано неслучайно: в Ясной Поляне есть детское движение «Муравейное братство» — так называли себя Лев Николаевич и брат Николенька в детстве, когда искали зеленую палочку (Толстой описывал это в воспоминаниях).
Особенно важен семейный формат. На занятиях Академии присутствие родителей обязательно: «Если мама рядом, ребёнок спокоен, весел, открыт для общения. И музей тоже становится ближе к семье», — рассказывает Елена. Родители часто помогают детям на уроках: участвуют в театрализованных сценках и играх, проводят с ними обсуждения. Иногда целые семьи посещают мастер-классы или балы. «Мы адаптируем программу так, чтобы было интересно именно той группе, которая сегодня пришла в музей. Родители часто помогают на занятиях, иногда, увлекшись, отвечают на вопросы, опережая детей, как будто сами становятся детьми, ненадолго возвращаются в детство!»
Программы для детей и семей
-
«Сказки Л. Н. Толстого» и «По страницам семейного альбома» – занятия для малышей и детей младшего школьного возраста;
-
«Филипок на уроке» – интерактивное занятие по рассказу Толстого «Филипок», всегда крайне популярное у детей;
-
Интерактивные экскурсии по «Детству» и «Отрочеству», а также занятия по рассказам («Кавказский пленник», «После бала») для школьников младших и средних классов;
-
Литературные уроки для старшеклассников: тут затрагивают «Войну и мир» и поздние произведения Толстого («Воскресение»).
Каждое занятие содержит и историю из жизни Толстого: «За каждым музейным экспонатом – своя история, своя тайна, которую может понять ребенок, может почувствовать связь и единство с ней. На занятии «Рождественские истории в доме Толстых» дети знакомятся с семейными зимними праздничными традициями, знаменитыми «куколками-скелетцами» из рассказа С.А. Толстой, путешествуя «По страницам семейного альбома», внимательно изучают и силуэт М.Н. Волконской – матери писателя, и «билетцы», которые она выдавала своим детям, занимаясь с ними. В процессе участия в викторине по роману «Война и мир» внимательно рассматривают письма с театра военных действий Н.И. Толстого – отца писателя. Нам повезло со Львом Николаевичем. Он настолько прочно вошел в русскую жизнь, настолько связан с ней, что, если ты не чувствуешь этой связи, значит, ты просто еще чего-то не знаешь». – рассказывает Елена.
Кроме обычных уроков, в музее проводят праздники и празднования дней рождений. Есть утренники «Сказка для именинника» и «День рождения в XIX веке», новогодние маскарады и кукольные представления. Любимый проект родителей и детей – исторические балы: «Бал цветов», «Бал Наташи Ростовой». Музей совмещает веселье с обучением: «Проведение праздника – дело непростое. Непременно нужно, чтобы было весело, необычно, захватывающе, и, в то же время, понимаем, что не развлечением единым держится музейное дело. Обязательно, как и положено, педагоги не забудут о том, чтобы были поставлены и реализованы и образовательные, и развивающие, и воспитательные цели и задачи.» – рассказывает Елена. И здесь помогает само здание музея. Маленький дворец на Пречистенке, бывший особняк XIX века, разительно отличается от современной жизни: «Это шедевр московского ампира — особняк, построенный более 200 лет назад Афанасием Григорьевым. Пребывание в нём, да еще и на балу, — незабываемое впечатление», — поясняет Елена. Здесь под руководством педагогов дети учатся танцевать исторические вальсы, соблюдать этикет, погружаются в атмосферу разных эпох.
Школьные группы
Школьные экскурсии — основная часть посещений музея. «Классы сейчас очень большие – порой 30–40 человек. Но нас это не пугает: мы привычны к таким аудиториям», — говорит Елена. Школьникам дают краткую обзорную экскурсию по дому Толстых и саду, знакомят с биографией писателя, а затем углубляются в литературную тему. На занятиях звучат тексты Толстого, которые дети разбирают, используются викторины и игры. Главное — доброжелательная атмосфера: дети должны чувствовать, что их здесь любят и ждут. В последние годы многие группы организуют не учителя, а сами родители, приглашая одноклассников и друзей на семейные мероприятия выходного дня.
Зачем идти в музей Толстого с детьми
Наконец, почему же современным детям важен именно этот музей? Елена считает, что дело живо в связи с наследием: «Это очень толстовский вопрос – «Зачем?» Один из самых главных. Наверное, затем, зачем приходили когда-то сюда современные старички и старушки, когда были детьми. Поколения сменяются, а Толстой остается. Остаются его тексты, его удивительная жизнь, мучившие его вечные вопросы. Иногда важно обратиться к самому себе не как к пользователю Тик-тока, а как к носителю великой русской культуры. И хорошо бы это, как и все важное в жизни, начать с детства. Если ребенок часто ходит в музеи –это уже его мир. А ведь это неплохо, согласитесь! Гораздо лучше многих других вариантов».
Детский центр «Улей» в Хамовниках
Этим летом в усадьбе Толстого в Хамовниках появился новый детский центр — «Улей». Идея родилась очень просто: «Хотелось сделать что-то красивое, что-то с садом, и вот в Хамовниках чудесный сад и каретные сараи, где можно прыгать и рисовать, и делать всё на свете вблизи с исторической усадьбой», — объясняет Полина Курант, руководитель детского центра.
Полина Курант
Почему «Улей» — и при чём тут Толстой
Название у центра не случайное и очень «толстовское»: «Мы долго думали, как бы назваться нам, чтобы не повторяться, чтобы вторить теме трудолюбивых насекомых, и чтобы это имело отношение к жизни и творчеству Л.Н. Толстого», — говорит Полина.
В итоге решение пришло изнутри музейной команды: «Так педагог из филиала музея на Пречистенке Елена Всеволодовна Бойцова придумала «Улей». Это отражает и наше стремление жить дружно, и трудиться вместе, и приносить пользу». Есть и ещё один красивый «мостик» к Толстому: «А ещё у Льва Николаевича была пасека в Ясной Поляне, он любил пчел и занимался их разведением с большим удовольствием».
Что происходит в «Улье»: садоводство, чтение, мастерские и много доброты
Команда «Улья» собирает программы вокруг интересов Льва Николаевича и семьи Толстых: чтение, ремесла, быт, внимание к природе — всё это здесь превращается в занятия: «Летом мы проводим курс по садоводству, которое в 2026 году выйдет уже на новый уровень, и теперь это будет целый курс с именными грядками и настоящим урожаем к осени». Осенью и зимой в расписании больше творчества и чтения. И ещё одна важная новость — регулярные книжные встречи: «Теперь по воскресеньям у нас проходят книжные клубы. С малышами мы изучаем «Новую Азбуку» Толстого. С ребятами постарше читаем книги из “детского круга чтения”, то есть то, что читали дети писателя в детстве».
Как Толстой «включается» в занятия: «Мы планируем научить ребят делать простые ботиночки для себя и для родственников».
Связь с мемориальным домом — не декоративная, а практическая: «Все занятия мы стараемся связывать с жизнью и творчеством Льва Николаевича», — говорит Полина. И приводит пример, который отлично показывает механику занятия: «Мы заходили в дом, чтобы посмотреть на красивый английский фарфор, из которого обедало семейство Толстых, а потом бежали в мастерскую, чтобы на большом столе на бумаге нарисовать блюда по памяти и пофантазировать, что ещё могло бы стоять на обеденном столе писателя. В январе мы планируем научить ребят делать простые ботиночки для себя и для родственников –– Лев Николаевич увлекался обувным делам, а в доме можно даже увидеть пару сапог, которую он сам себе сшил».
«В музее по газонам не побегаешь» — и это тоже часть воспитания
Да, мемориальная усадьба — пространство с правилами. Но в «Улье» есть решение, где можно выпускать энергию: «У нас есть большие каретные сараи, где всегда можно попрыгать, если очень захочется». Плюс в саду есть «свой уголок»: «Наша садовница Екатерина выделила нам небольшой островок под одним из мемориальных деревьев, где мы можем сидеть на пледе или играть во что-то». И очень важная мысль: ограничения здесь не раздражают, так как объясняются — и дети их принимают. «А вообще, это даже хорошо, что нельзя бегать по газонам», — говорит Полина. — «Мы рассказываем ребятам, какой это труд –– содержать сад в порядке, выращивать цветы и давать птицам место в городе, где они в безопасности. Дети относятся с пониманием и уважением».
Как проходит занятие
Занятие обычно длится час и начинается очень по-домашнему: «В детском центре у нас висят флажки и фонарики, тепло, ребята смеются, общаются друг с другом и с педагогом». Занятия бывают разные — от поделок до театра: «Делаем ли кормушки или теневой театр –– все работают сообща, передают друг другу клей, бумагу, карандаши, бусины и прочие мелочи для творчества».
Полина очень точно формулирует, зачем им эта «уютность» именно сейчас: «И мы, и дети – жители большого мегаполиса. Школа, кружки, а вместе с ними метро и пробки – это тяжело и в 5 лет, и в 15, и в 30». Поэтому в «Улье» стараются сделать пространство без давления: «Мы стараемся создать такую атмосферу, где ребенку не нужно ничего доказывать, получать грамоты или делать что-то по шаблону».
Как попасть на детскую программу
Музей: Вся информация публикуется на сайте Государственного музея Л. Н. Толстого и в социальных сетях музея. «В этом году в Детскую Академию «Муравейные братья» будет новый набор. Приглашаем! Ждем в гости всех: и родителей, и детей», — советуют в музее. Так и начнётся ваше собственное приключение в мире Толстого!
Детский центр Улей: Анонсы занятий выходят в телеграм-канале «Улья», там же есть переход на покупку билетов. И ещё важный момент для родителей: «Родители могут присутствовать на занятии, если не очень много детей на конкретном мастер-классе. Решаем на месте, и если есть возможность, дадим стульчик».
Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках — это тот редкий случай, когда «мемориальный дом» не превращается в место, где детям остаётся только шептать и стоять смирно. Здесь умеют говорить с ребёнком на равных — через игру, текст, семейные истории и живые детали быта.
Отзывы и оценки (0)