Балетные спектакли, на которые можно сходить всей семьей, — явление редкое и примечательное. Любимые сказки на пуантах, постановки, которые готовят юных балетоманов, и добрые истории о любви и дружбе, — КудаКид рассказывает, на какие названия из московских афиш обратить внимание родителям.
Бонус — образовательные программы, в которых можно узнать, как устроен театр, и познакомиться со знаменитыми артистами.
Первый выход с малышами
Московский Детский музыкальный театр имени Наталии Сац — одно из лучших мест для первого похода на танец. Большая часть репертуара здесь рассчитана на детскую аудиторию и учитывает особенности ее восприятия. Самых маленьких заинтересуют «Три поросенка», одноактный балет по мотивам всем известной сказки.
Хореограф Кирилл Симонов придумал яркий мир, в котором приключения беззаботных зверят рассказаны языком серьезной неоклассической хореографии. «Поросята» — это возможность увидеть переосмысление знакомого сюжета и увлекательно приобщиться к современному балету.
Дошкольников можно отвести на спектакль-легенду — восстановленную по историческим нотациям «Коппелию» в редакции балетмейстера Сергея Вихарева на Новой сцене Большого театра.
Это образец балета, каким он был почти два столетия назад, постановка, которая переносит в дореволюционный театр и остается понятной. Маленькая, около двух с половиной часов, постановка (театр формально рекомендует ее детям от 12 лет, но утомительно и непонятно не будет и 6-7-леткам) показывает устройство классического балета в задорной форме. Легкая история о незадачливом парне, влюбившимся в куклу, поможет узнать, почему в больших балетах столько танцев, не связанных с сюжетом, ощутить, почему именно мы радуемся виртуозным элементам на сцене, и впервые искренне получить удовольствие от строго порядка танцев и блестящих соло балерин. После этого не страшно ни одно «Лебединое озеро».
Предложить школьникам и подросткам
Герои Льюиса Кэролла на пуантах? Ищите в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Хореограф Константин Семенов создал танцевальную абстракцию по мотивам «Алисы в Зазеркалье».
В его спектакле реальность мешается со сном, а для удачного похода даже не требуется перечитывать текст — манкое «Зазеркалье» захватит и так. «Зазеркалье» не иллюстрирует Кэрролла, а предлагает вариант, как театр может создать собственное произведение, ориентируясь на устройство источника и его настроение, облако образов.
Те, кто хочет справиться со школьной программой и не заскучать, могут отправиться на авторскую версию «Пиковой дамы» в Большом.
Композитор Юрий Красавин и хореограф Юрий Посохов представили повесть Пушкина как размышление о страхах и силе воображения, а балет здесь смешался с эстетикой психологических хорроров.
В Большом же идет, пожалуй, лучший балет о силе дружбы — «Конек-горбунок».
Создатели Максим Петров, Юлиана Лайкова, Богдан Королёк и Антон Морозов пересочинили сказку о волшебной лошадке так, что в центре сюжета оказались вопросы, что такое встретить настоящего друга, что такое быть не похожими на других и почему это весело, как сила воображения помогает жить. Конек-горбунок здесь оказывается путешественником по мирам, который помогает мечтательному и умеющему видеть красоту мира Ивану пройти все испытания. Кроме того, это красивейший новый балетный спектакль Москвы. Художница Юлиана Лайкова придумала сказочное царство как рукотворное, покрытое тончайшими вышивками, которые так и хочется разглядывать, или нарисованное карандашом.
В театр всей семьей
«Щелкунчик» как главный новогодний балет для общего праздника каждый год порождает целую битву. Тем временем в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко идет зимняя сказка местного разлива, на которую гораздо проще попасть, и которая будет интересна всем.
«Снегурочка» хореографа Владимира Бурмейстера, который много лет определял лицо труппы, — качественный советский драмбалет, где есть место и сказочному духу, и тонко выделанной актерской игре, и мастерски сочиненным танцам.
«Чайка» — одна из главных и самых интерпретируемых российских пьес. Недавно в Большом появилась собственная танцевальная версия. Хореограф Юрий Посохов, известный балетоманам как автор зубодробительно сложных пластических миниатюр с флером светлой ностальгии сочинил по мотивам Чехова спектакль о том, как искусство меняет жизни.
Главные герои оказываются балетными артистами, их быт неотделим от сценических амбиций — а летние любовные драмы происходят на фоне акварельных деревенских видов. Подойдет тем, кто хочет всей семьей обсудить философские категории и ищет, от чего бы оттолкнуться.
Узнать больше о мире вокруг балета
Образовательные программы — практически обязательная часть жизни театров и музеев. Московские балетные институции уделяют много внимания своим будущим зрителям, образовывают и развлекают их.
В одном из филиалов Бахрушинского музея, Музее-квартире Майи Плисецкой на Тверской, проходит специальная экскурсия для юных гостей. «Характер — это и есть судьба» — это рассказ о биографии знаменитой советской балерины, ее сценическом пути, где акцентом становится связь личных качеств и достижений.
Специалисты детского центра рассказывают, какой была Майя Михайловна Плисецкая, и как ее натура воплотилась в артистических образах, повлияла на выбор партий и наследие, которое оставила после себя независимая и яркая балерина.
Те, кто хотят узнать больше об истории балетного театра в целом и погрузиться в его атмосферу, могут это сделать, изучив информацию о программах МАМТ Клуба. Это разноплановый просветительский проект на базе Музыкального театра имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко.
МАМТ Клуб устраивает творческие встречи с артистами труппы, на которых можно узнать из первых рук об особенностях профессии, проводит открытые репетиции, где можно первыми увидеть фрагменты новых постановок, пускает на классы. Также можно прогуляться по закулисью МАМТа и узнать больше как о самом театральном здании, так и людях, которые в нем работают.
Образовательный кластер Новой оперы, он же ОКНО — еще один большой просветительский проект, который проходит в московском музыкальном театре.
Помимо обязательной экскурсионной и мастер-классовой программы специалисты проводят уникальный для города курс по балетной фотографии для подростков. На нем можно узнать, чем съемка танца отличается от других, усвоить азы техники и выяснить, что меняется, если смотреть на балетный спектакль и артистов через объектив камеры.
Тата Боева - танцевальный критик, историк, исследовательница. Постоянный автор диджитал-журнала «Балет» и портала On Air Фонда Дианы Вишнёвой.
Отзывы и оценки (0)