Музыка для ребенка начинается с колыбельной мамы. Затем появляются детские песни из мультфильмов, и вот уже через пару лет по квартире носится человек, напевающий Sigma boy. И правда: у каждого возраста — своя музыка. То, что завораживает трехлетку, может наскучить семилетнему. А подростку и вовсе нужен свой отдельный формат.
С классикой — точно так же. Она подойдет любому ребенку, даже грудничку. Главное подобрать формат: камерный концерт, где можно сидеть на полу, open air в парке или музыкальный спектакль, поднимающий “взрослые” темы.
Об этом я и расскажу в сегодняшней статье.
Музыка на коврике с мамой (0+)
Грудничкам не так важна сама музыка, как время, проведенное с мамой. Поэтому первая встреча с классикой — это про контакт и безопасность, а не про то, чтобы отличить скрипку от виолончели.
Это не значит, что всё проходит мимо. Даже если малыш не сидит и не смотрит на сцену, музыка на разных частотах, живая вибрация инструментов, общее настроение — всё это влияет на его восприятие и развитие.
У Play for Soul есть целый цикл программ для слушателей нежного возраста, например, «Северная сказка. Арфа 0+» и «Первое знакомство с классикой 0+»

Концерты проходят в небольших залах, где всегда есть мягкий пол, коврики и пледы, а значит можно ползать/лежать и танцевать.
Больше вопросов и проживания эмоций (4+)
К четырем годам у ребенка уже появляются первые представления о том, что такое концерт. Он может сидеть на стуле (но все еще хочет иногда с него вставать и прохаживаться по залу), запоминать инструменты, спрашивать, кто такой дирижёр. При этом малыш все еще чувствителен к атмосфере и формату.

Хорошо работают программы с простым сюжетом, визуальным сопровождением, живым рассказом или игрой. Например, концерт-сказка, где между произведениями есть диалоги персонажей, а музыка помогает разворачивать действие.

Если переживаете — начните подготовку заранее: расскажете, куда идёте, покажете картинку скрипки, послушайте Чайковского. Это поможет избежать тревоги.
Пространство для самостоятельного интереса (6+)
Шесть лет — это возраст, когда формально можно всё. Многие концертные залы, филармонии и театры открывают свои двери именно с этой отметки. Появляются программы 6+, ребёнка уже пропускают в большой зал, можно сидеть отдельно от родителей, можно не объяснять каждое действие.

Но при этом ребенок все еще не взрослый слушатель. Он может устать, заскучать, растеряться. И это нормально. Поэтому рекомендую обращать внимание на формат концерта. Он может быть длиннее, но с антрактом и ведущими.
Идеальное решение open-air концерты в парках. После долгой прогулки всей семье будет приятно отдохнуть наслаждаясь музыкой и разглядывая костюмы музыкантов и других гостей. А если ребенок устанет — вы всегда сможете отойти прогуляться или полежать на траве, все еще слушая музыку.

Между детством и взрослостью (12+)
Подростковый возраст — один из самых сложных, когда речь идет о выборе концерта (и не только). Все, что «для малышей», неинтересно, а «для всей семьи» — не круто.
Подростку важно чувствовать, что мероприятие — не «для детей», а для него. Эстетика, подача, выбор репертуара — всё это уже значимо. Хорошо, если есть возможность обсудить после — с родителями или лучше с друзьями.
Программ, ориентированных на подростков пока немного, но они есть. Например, в театре имени Н. Сац идёт опера «Повелитель мух» по Голдингу. Современная музыка, яркая история про таких же подростков и живая постановка — рекомендую!

Классика может «зажечь» любого ребенка, просто в разное время и в разной форме. Один малыш заснет под арфу, другой в шесть лет сядет на первый ряд и не шелохнется весь концерт.
Когда выбираете концерт, обязательно смотрите на возрастную маркировку и уточняйте, правда ли программа сделана для детей. Это значит, что организаторы понимают, как с ними общаться, что показывать, сколько это может длиться и как вовлекать.
А главное — не бойтесь и пробуйте. Ведь никакой правильной первой встречи с музыкой не существует. Но если не пробовать, вы так и не узнаете, что нравится вашему ребенку.
Евгения Чухрова - музыковед, детский педагог, основательница проекта Play.for.soul
Отзывы и оценки (0)