Московскому театру кукол - 95 лет. Это старейший театр кукол в Москве, и поэтому юбилейный слоган «Мы первые» не лишен оснований. Созданный Виктором Швембергером как «Театр детской книги», он и сейчас много занимается работой с литературой, но не только с детской. Отечественный театр кукол в массе своей отталкивается от напечатанного первоисточника, и МТК демонстрирует всю широту подходов режиссера к текстам.
Но есть одно исключение, с него и начнем.
Бэби-спектакли (и это может показаться странным молодым родителем) - явление в русском театре довольно новое. В МТК свои первые опыты представили Ольга и Юрий Устюговы, поставив серию спектаклей «Театр на ладошке».
Каждый из трех спектаклей посвящен одному времени года и идет только в указанные в название временные отрезки: весна, осень, зима. Лето-время каникул. Это спектакли камерные, тактильные, трогательные, почти безмолвные.
К сезонным спектаклям можно отнести и новогодние, которые никак нельзя назвать представлениями. Их действие происходит зимой, в преддверии праздника. В «Волшебном орехе. Истории Щелкунчика» по сказке Гофмана девочка Мари спасает героическую деревянную игрушку от массивного Мышиного короля.
А в «Школе снеговиков» по книге современного писателя Андрея Усачева преподают бодрый Дед Мороз и разумная Снегурочка.
Русские народные сказки любимы и кукольниками, и зрителями. Ироничные персонажи радуют своими приключениями и утешают счастливой развязкой и нехитрой моралью. Мимирующие куклы на ширме играют историю «Курочки Рябы», два задорных рассказчика в спектакле «Гуси-лебеди» вовлекают в игру весь зал, готовый прийти на помощь обаятельным перчаточным куклам в ролях непослушных сестры и брата.
Литературу можно перевести на язык театра без слов. «Слон» Александра Куприна в постановке Натальи Пахомовой напоминает немое кино. Куклы и актеры в масках представляют не только историю всемогущей отцовской любви, но и признаются в своих искренних чувствах Петербургу прошлого века, где оживают сфинксы и львы, а в старом цирке Ченизелли выступает сам Гудини.
Немецкая сказка о путешествии обычного парня в иную страшную действительность представлено в афише МТК двумя классиками жанра двух разных веков. Для зрителей помладше – «Карлик Нос» Вильгельма Гауфа, для тех, кто постарше – «Крабат - ученик колдуна» Отфрида Пройслера.
Современная литература для подростков стала отправной точкой для лаборатории МТК.Next, когда актеры воплощали в жизнь свои творческие мечты. Эти спектакли часто объединяют в единую афишу с подзаголовком «Пытливым отрокам», и тогда после спектаклей их создатели встречаются со зрителями и задают друг другу вопросы.
«Мучные младенцы» Энн Файн идут в фойе, где школьники могут наравне с актерами надеть картонные коробки-маски и по желаю скрыть свои эмоции.
«Умник» Мари-Од Мюрай поднимает тему особенных людей; заглавный герой сыгран живым планом, его окружение - абстрактные формы, за которыми лишь иногда угадываются лица.
Куклы с широко открытыми ртами и глазами представляют занятых собой взрослых и окружают героиню спектакля «Мой внутренний Элвис» Яны Шерер. Сама же подросток Антье в живом плане* мечтает похудеть, найти взаимопонимание и познакомиться с живым Элвисом. (*«живым планом» кукольники называют игру актера, а не куклы прим. редактора)
В других постановках “12+” главными героями становятся персонажи-писатели, а сюжеты их произведений начинают вдруг жить своей отдельной жизнью. Брат Гримм в одноименном спектакле придумывает себе родственников и сочиняет красивые сказки, чтобы спастись от одиночества.
Памела Треверс из спектакля «Встречи в Голливуде» идет на уступки Уолту Диснею, находя в итоге в режиссере не оппонента, а родственную душу.
В спектакле «Кэрролл без Алисы» действительно нет героини, зато есть сразу два Кэрролла - взрослый и ребенок.
В спектаклях «Маяковский – детям» и «Паустовский – детям» авторы не появляются на сцене. Режиссер Валерий Баджи соединяет в каждом спектакле не только отдельные произведения писателей, чьи тексты до обидного мало присутствуют на сцене, но и разные системы кукол: планшетные и теневые, объемные и плоские.
Текст играет особую роль в спектаклях, которые можно смотреть с закрытыми глазами. Впрочем, не только текст, но и звуки, запахи, вкусы, материалы на ощупь. «Майскую ночь» Гоголя поставила Каролина Жерните, сказку с закрытыми глазами «Ёжик в тумане» - Наталья Пахомова.
В последнее время книга в МТК становится поводом для музыкального спектакля. «Путешествие Нильса с дикими гусями» - мюзикл о взрослении. Юбилейная премьера, которая состоится в октябре – «Волк и семеро козлят» - опера, для которой музыку специально написал композитор Роман Львович. Куклы-маппеты будут активно действовать на ширме, из-за которой иногда выйдут торжественно настроенные актеры в смокингах и вечерних платьях.
Восточные сказки - еще одна репертуарная линия МТК. Амир Ерманов поставил «Аладдина», Наталья Пахомова – «Синдбада-морехода». У Ерманова Восток опасен интригами и волшебством, у Пахомовой - оружием и фауной фантастического размера. В «Алладине» пересыпается песок и сверкают сокровища, в «Синдбаде» натурально летят искры от изогнутых мечей, а награда находит героя не в путешествии, а дома.
Театр кукол - не равно театр для детей. В репертуаре МТК есть несколько спектаклей для взрослых, один из которых имеет буквальную возрастную рекомендацию «18+». Это «Минотавр» по балладе Фридриха Дюрренматта. Минотавр, не осознающий себя ужасным существом, живет в зеркальном лабиринте среди свои послушных отражений и совершает трагические ошибки в контакте с людьми. Выразительные маски и копыта, похожие на котурны, диктуют актерам особую пластику - по-античному основательную и по-сегодняшнему уязвимую.
Исследователи отмечают, что во взрослом репертуаре театр кукол тяготеет к мистике или пародии. В вечернем репертуаре МТК представлены оба этих направления. Амир Ерманов уверенно нагнетает атмосферу в спектакле «Эдгар По. Следствие», а Наталья Пахомова веселит публику фарсовыми тайнами закулисья в «Гиньоле имени Станиславского».
В репертуаре МТК сейчас 59 спектаклей, а год назад его структурным подразделением стал Московский открытый театр кукол с еще 28 постановками в своей афише. Среди них есть уникальные названия. Пьесу «Мойры Петроградского района» специально для МОТК написал молодой драматург Константин Федоров. По его воле древние богини не могут выехать из современного Петербурга и попадают там в сложные жизненные коллизии вместе с индивидуальным предпринимателем, его девушкой, бомжом и воспитанником детского дома.
Пьеса Островского «Шутники» впервые ставится в театре кукол, и режиссер Анна Коонен находит в тексте русского бытописца, как его принято называть, потенциал для комедии масок и драмы чеховских характеров.
Спектакли МТК и МОТК идут на четырех площадках по трем адресам на Бауманской, Таганке и в Ростокино, будьте внимательны при покупке билетов.
Автор: Алексей Гончаренко - театровед, театральный критик, драматург, кандидат искусствоведения, доцент Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Куратор лаборатории Московского театра кукол МТК.Next. Редактор портала про театр для детей «Недоросль». Театральный обозреватель портала «Афиша Дети». Соведущий подкаста «Куклонаваждение».
Отзывы и оценки (0)