#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
Еще лет двадцать назад вряд ли можно было найти в детских театрах спектакль для годовалого ребёнка. Сложилась негласная традиция, некая условная договорённость между практиками театра и зрителями: искусство сцены – для тех, кто уже говорит. А если и не очень говорит, то почти всё уже понимает, и уж точно не только отлично ходит, но и бегает. Шли годы, и мы узнали о бэби-театре: оказалось, что можно делать спектакли для тех, кто еще только ползает, все хватает и тянет в рот. Ведь театр это не только про историю, но и (в первую очередь) про впечатление, про звук, свет, эмоцию, про общение и опыт. Выбор в Москве сейчас большой: можно растить из ребенка театрала уже с пелёнок, а уж для трёхлеток афиша внушительная.
Ниже – небольшая подборка интересных спектаклей для малышей от 2-5 лет по мнению театрального критика и ее трехлетней дочери – театралки Анфисы.
«Я делаю мир», Театр «Домик Фанни Белл»
«Домик Фанни Белл», играющий свои спектакли в Саду Баумана и в Центре Вознесенского, – может быть, главный театр для малышей и дошкольников, самый высокий (и редкий) ценз здесь – 10+. Спектакли для самых маленьких – камерные, уютные, рукотворные: это про волшебство, которое рождается у тебя на глазах. Делается человеческими руками, без секретов и тайн, и все равно, непостижимым образом, остаётся магией.
«Я делаю мир» - спектакль из бумаги – в этом смысле, наверное, самый показательный. В течение получаса два актёра на глазах у малышей, сидящих совсем у сцены, творят из обычной бумаги, оберток, пакетов, картонных коробок целый мир. Малышам не нужна связная, сложная история, разветвлённый сюжет. И здесь он один: жизнь во всех ее проявлениях. И торжество фантазии. Вот появились домики, вот зажегся свет, вот разлилось море и началась гроза, вот полетели птицы, а вот по дороге едут машинки. Тихий спектакль о том, что весь мир внутри нас.

Неотъемлемая часть спектакля – мастер-класс. Или менее скучное название - игра: вместе с актёрами и родителями ребята творят из бумаги: самолётики, снежки и т.д.

Так, с детства усваивается идея: театр – не дом, не сцена, не пьеса. Это, в первую очередь, акт человеческой воли и фантазии.
«Маленький енот», МТК
В Московском театре кукол – не только с десяток спектаклей для трехлеток, но и креативный проект для годовалых «Театр на ладошке», а также ряд камерных постановок для тех, кто уже достаточно вырос, но еще не готов к походу в большой зал с сиденьями. Среди таких уютных историй с цензом 2+ - спектакль «Маленький енот» по стихотворению Бориса Заходера.

Ироничная притча от самого «филологичного» детского поэта – о том, что, конечно, интересно побывать кем-то другим, но все же лучше быть самим собой, ведь такого, как ты - больше нет. В спектакле МТК – полет фантазии: в змею превращается обычный ремень, а щетки для обуви и одежды становятся ежиным семейством.

Визуальный язык – самый разнообразный: от нарочитого примитивизма до завораживающей красоты, вроде полета прозрачных медуз.

Спектакль в какой-то степени – кооперативная игра: маленьким зрителям вместе с актерами надо выполнить важную задачу – уложить впечатлительного енотика спать.
«Дочурка Груффало», КукLab
«Груффало» - одна из самых популярных сегодня в мире книг для малышей. И, наверное, - самое известное произведение Джулии Дональдсон, автора десятков оригинальных поэтических историй в соавторстве с художником Акселем Шеффлером.

«Груффало» и «Дочурка Груффало» - диптих о хитроумном Мышонке, выдумавшем сказочное чудовище, чтобы спастись от лесных хищников. В спектаклях лаборатории КукLab трое актёров с куклами разыгрывают эти истории в ироничном, с щепоткой малышкового хоррора, духе.

Здесь все хочется потрогать – лес, пещера Груффало и сами герои – в приглушённых, натуральных оттенках, мягкие, домашние. Спектакли – гимн выдумке, остроумию, они – про жажду приключений, открытий.

А «Дочурка Груффало» еще и про безграничное детское доверие и безусловную родительскую любовь. В финале можно познакомиться с пушистыми персонажами и увидеть, из чего и как рождается музыка и сказка.
«Музыка из всего», Театр «Учёный медведь»
Спектакль о том, что всё вокруг – музыка, а каждый из нас, при желании, – музыкант.

Постановка официально рассчитана на аудиторию чуть постарше, но по опыту годится и для малышей. По крайней мере, для любопытных и въедливых. Здесь можно узнать, как сделать морковку из флейты и каким может быть рукодельный барабан.
В спектакле много импровизации и интерактива: зрители могут стать изобретателями, участниками целого оркестра и актёрами озвучки. Исподволь спектакль рассказывает о том, что не бывает отдельных искусств и все связано между собой (и от этого ещё интересней): театр с музыкой, кукла с актёром в живом плане, теневой театр с мультфильмом. И то же самое с географией: Петрушку знают многие, а вот его родственников – Джама Бомбея и Лимберджека – уже единицы. Сам спектакль - по своей природе, как музыка, как джазовый джэм: он меняет темпы, ритмы, темы, инструменты и мелодии, увлекая и малышей, и взрослых в свою насыщенную стихию.
Автор: Анна Банасюкевич, театральный критик, куратор, журналист. Окончила театроведческий факультет ГИТИСа, работала в театрах "Практика", "на Таганке", в Театре им. Станиславского. Печаталась в журналах "Театр", "Петербургский театральный журнал", "Экран и сцена" и др.
Отзывы и оценки (0)