#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
Иногда (да что там говорить – часто!) в театр хочется пойти всем вместе, со всеми детьми сразу, да и легче это в смысле организации: не надо думать, с кем оставить младшего или чем будет занят старший, пока вы на спектакле.
Мы нашли для вас несколько постановок, на которых интересно будет буквально всем – не только разновозрастным детям, но и родителям, которые после спектакля будут рассказывать о нем своим друзьям.
Удачного вам семейного выхода в свет!
«Русалочка» МТЮЗ, Сцена во флигеле
Режиссер Рузанна Мовсесян рассказала сказку Андерсена так, что Принца там нет вовсе. Он появляется только в речах, мыслях, мечтах Русалочки - особенной девочки в особенной семье, где из старших – только бабушка (в исполнении Екатерины Александрушкиной), которая растит своих внучек, как умеет: главное, чтобы были живы и здоровы. Со старшими все прекрасно: губят моряков, играют с их мертвыми телами, смеются и поют песни (все – строго по тексту Андерсена). С младшей – беда: «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Намечтала себе Принца-человека, ушла из дома, потеряла голос, терпит ежесекундно адскую боль. Зачем? Из-за мечты? Из-за любви? Это бабушка понимает, сама была такой же по юности, но выбрала другой путь – жить, пусть и без небес над головой. И теперь у нее сердце кровью обливается, что внучка обречена.

Это один из самых красивых, горьких, романтичных, трезвых, безжалостных и нежных спектаклей, где маленькие дети увидят просто сказку, подростки смогут внутренне соединиться, оправдать, понять и принять непримиримую, бескомпромиссную Русалочку с ее мечтами, а взрослые будут сопереживать Бабушке, тайком оглядываться на своих подростков и думать: «только бы пронесло, только бы не с моим, только пусть будет жив». И мучиться от бессилия, оглушающей любви и необходимости отпустить своих детей во взрослую жизнь.
«Винни Пух и все-все-все» МТЮЗ, Большая сцена
Первый детский спектакль Петра Шерешевского стал своего рода манифестом того театра для детей, о котором все говорят, но которого почти нигде нет.
На сцене – глухой двор двенадцатиэтажек. Во дворе – песочница, горка, скамейка, и несколько забытых игрушек: Винни-Пух, Пятачок, Тигра, Кролик, Кенга, Ру, Иа-Иа, Сова – и голос Кристофера Робина, которому они молятся как богу. Для них он и есть бог.

Когда появляется он (его голос), в их жизни возникает смысл, радость, даже счастье. Они чувствуют себя нужными и важными, когда слышат Кристофера Робина. Но это случается редко. Поэтому они в основном болтаются во дворе, придумывая себе развлечения в соответствии со своими характерами. Например, украсть ребенка Кенги (только что к ним переехавшей), чтобы та убралась восвояси. Дети в зале очень смеются на этом эпизоде. Взрослые покрываются холодным потом, когда понимают, что идиотская выдумка злобного Кролика будет приведена в исполнение, и ребенка, действительно, выкрадут у матери. Камеры транслируют происходящее на огромные экраны и получается как бы два пласта действия: театральный и сериальный, за которым дети следят с восторгом. Дети видят смешных персонажей Милна, которые – то актеры, то вязаные игрушки. И это переключение очень радует младшую часть зрительного зала. Взрослые видят потерянных неприкаянных полубомжей, которые как-то все-таки держатся в этой жизни (по большей части — друг за друга), совершенно незащищенные и отчаянно наивные, безрассудно смелые и бесконечно одинокие. А подростки следят за головокружительными приключениями своих ровесников -персонажей Милна, которые предоставлены сами себе, делают что хотят и довольно рискованными, жестокими способами веселятся от души.
«Жирная Люба» Театр «Шалом», Камерная сцена
Моноспектакль Олега Липовецкого, худрука «Шалома» – это совершенно терапевтический рассказ, выросшего в роскошного леопарда, толстенького, закомплексованного мальчика, которого буллили в школе, очень любили и много кормили дома. И вот он рассказывает о том, как это было – из своего сегодня, из пространства безопасности и успеха: про издевательства одноклассников, про мечты о девочках, рок-группе, санатории для детей с расстройствами пищевого поведения, о первой любви - о всем том советском детстве, на которое сейчас принято жаловаться, но которое не отменить и в котором было много хорошего. Как выясняется - не слишком-то наше детство отличается от детства наших детей, а наши проблемы – от их сегодняшних. Те же комплексы, те же полеты во сне и наяву.

Этот спектакль, в силу своей очень небольшой длительности, динамичности действия (режиссер Юлия Каландаришвили) и харизмы исполнителя годится и для младших школьников – как дивно разыгранные на сцене рассказы о детстве типа Драгунского или Носова, и для подростков – как зеркало, и для родителей (вместо очередного похода к психологу).
«Красная шапочка» МГАДМТ им. Н. Сац, Малая сцена
Опера Цезаря Кюи по сказке Шарля Перро написана в начале ХХ века для домашнего театра царской семьи Романовых. Выяснил это худрук театра и режиссер спектакля Георгий Исаакян, когда задумался, почему в партитуре все партии (даже Волка) – для женских голосов. А потом догадался: так ведь пять дочек у Романовых — и только один сын, который в домашних спектаклях по болезни не участвовал. Так родилась «Красная шапочка» в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац, где молодые артистки труппы разыгрывают перед сидящим в кресле мальчиком сказку с хорошим концом в стиле милого домашнего спектакля, а на задник проецируются домашние фотографии царской семьи: вот дети на лодках, на лошадях, за столом, за уроками, вот чай пьют на веранде.

И взрослые понимают, что это те самые дети, та самая семья, которая вся будет уничтожена после революции, как и тысячи других семей.
«Путешествие Нильса с дикими гусями» МТК, Большая сцена
Первый мюзикл в куклах в Московском театре кукол на Бауманской получился не просто удачным спектаклем, а прорывом, потому что его создателям - режиссеру Наталье Пахомовой, художнице Любови Болдыревой, драматургу Алексею Гончаренко и композитору Ивану Болгову - удалось сочинить на сцене многоуровневую во всех смыслах историю. Сказка Сельмы Лагерлёф здесь рассказана от и до, с теми подробностями, которые знают не все, кто смотрел известный советский мультик, так что дети не заскучают точно. При этом Нильс сделан не маленьким мальчиком, а классическим современным подростком, которого можно встретить хоть в метро, хоть на улице, несущемся на электросамокате. Он отстаивает свою независимость, спорит со всем миром, дистанцируется от родителей, мучается от своего несовершенства, слабости, трусости и преодолевает страхи. Растет. Становится взрослым.

И домой возвращается уже молодым мужчиной, не юношей. Так что подросткам здесь будет интересно наблюдать как бы за самим собой, а родители порадуются уморительно смешной сцене любовного объяснения двух толстеньких, уже немолодых гусей, нашедших, наконец, друг друга и запомнят (а, может, и всплакнут) на арии Акки из Кебнекайсе, которая будет прощаться с Нильсом как с собственным ребенком, уходящим во взрослую жизнь.
«Кролик Эдвард» РАМТ, Большая сцена
Хит рамтовского репертуара по книге Кейт ди Камилло про потерянную игрушку кролика Эдварда, его путешествия по миру и чудесное - через много лет- возвращение к дочери своей первой хозяйки – это классика настоящего хорошего семейного театра. Тот спектакль, на который можно пойти не только с разновозрастными детьми, но еще и с бабушками и дедушками, и каждый найдет в нем что-то, над чем посмеяться или погрустить. Хитовые, практически эстрадные вокальные номера маргинальных персонажей, к которым волей случая попадает Эдвард, зацепят подростков.

Сентиментальная история потерянной и вновь обретенной игрушки, тронет сердца старшего поколения; так же, как и судьбы людей, с которыми сталкивается Эдвард – каждый со своей болью и забавно подмеченными и сыгранными характерами. А младшие будут смотреть сказку – настоящую, полную театральных чудес, где звезды на небе такие огромные как в предновогоднем сне, платья на девочке – как на самых искренних девчачих рисунках в тетрадках в клеточку, а Кролик Эдвард похож на Принца.
Автор: Катерина Антонова, шеф-редактор портала про театр для детей и подростков "Недоросль", создатель театра для детей, "Как зовут твоё дерево", "Швейная машинка" и книг "Родительские дневники", "Многодетная книжка". Сотрудник литературной части Детского музыкального театра имени Наталии Сац.
Отзывы и оценки (0)