Три спектакля, на которых маленьким зрительницам будет легко представить себя сказочными героинями.
Музыкальная версия знаменитой сказки Андерсена - не только о хрестоматийных приключениях крошечной девочки, но и о семейной истории, о ниточке, которая связывает родных людей из поколения в поколение. О сказке, которая не кончается.
Молодая женщина с округлившимися животом рассказывает нам историю о девочке, появившейся из цветка, и только в самом финале мы понимаем, что это не просто рассказчица. Это дочка Дюймовочки, которая убаюкивает свою, ещё не родившуюся, малышку удивительной историей ее бабушки.

Здесь, как часто бывает в современных детских спектаклях, живой план встречается с куклой: вот Дюймовочка - кудрявая девочка (9-летняя Элеонора Хасанова) со звонким голоском, а вот она уже - небольшая фигурка, ловко взлетающая в руках невидимого кукловода. Есть и ещё один значительный пласт - видео-арт на прозрачном экране, встраивающий персонажей в большой, разноцветный, мир, с деревьями, речкой, бабочками, со снегом и запорошёнными полями.

В спектакле много иронии, тёплого юмора, даже не в самых приятных персонажах. Например, огромные круглые зелёные жабы, нависнувшие над крошечной Дюймовочкой, заставляют зал ахнуть, но потом, всё равно, завоёвывают симпатию своим нелепым обликом, неказистостью и тугодумием.
В "Дюймовочке", конечно, важны пропорции, и здесь, в спектакле, это тоже важно. Хрупкая, тихая девочка, визуально теряющаяся на фоне солидного, как старинный шкаф, крота, суетливой мясистой полевой мыши и оцепеневшей как вечная, потускневшая в сумерках гора, ласточки, оказывается, более стойкой и масштабной, за счёт доброты, совестливости и мужества.
2. Красная шапочка, театр КукLab
«Красных шапочек» в Москве много – и для малышей, и для детей постарше, но версия от независимого театра КукLab, играющего свои спектакли на нескольких площадках в разных района города, отличается оригинальной драматургией.
Во-первых, здесь есть Зайчик – в отличие от оригинального текста Шарля Перро. Во-вторых, он совсем не безобиден, и жертвой (как обычно случается с зайчиками в сказках) его сложно назвать. Во-вторых, у героев есть имена – например, Бабушку зовут Катрин, маму Аннет, а Красную Шапочку – как бабушку. А в-третьих, сказка случается не сама по себе: историю о девочке и волке рассказывает лукавая затейница тётушка Жанет. И не просто рассказывает, а предлагает маленьким зрителям сочинять, украшать её подробностями и импровизацией вместе.

Здесь можно познакомиться с птицами, попеть песни, поучаствовать в возделывании огорода. Все куклы – с французским акцентом: стильные, элегантные, с оттенком европейского лоска. И очень человечные – даже Волк, который в версии от КукLab особой прожорливостью не отличается и людей есть, на самом-то деле, не желает. Казалось бы, сюжет всем известен, но здесь не ограничивают себя хрестоматийным каноном – всё и все оказываются не тем и не теми, кем кажутся. Почти как в «Твинпиксе».
3. Аленький цветочек, Таратумб
Насыщенный путешествиями сюжет сказки Аксакова, казалось бы, предполагает красочность декорации. Здесь не так: сказка рождается на глазах у зрителей, в мастерской. И рождается из самого доступного, натурального и настоящего материала - из дерева. Ветки, доски и коряги оживают в руках плотника: рассказчика и очевидца событий. Вот кораблик плывет по волнам. Вот куры клюют зерно (а управляют ими маленькие зрители). Вот чудовище, сплетённое из веток, являет свой настоящий образ Настеньке. Даже гром и молния творятся здесь и сейчас – с помощью инструментов, плотницкого станка.

На создание этой, "деревянной" версии, создателей вдохновили традиционные игрушки русского севера, северная природа, традиции.

К натуральности материала добавляется "натуральность" звука: под аккомпанемент баяна и гуслей плотник и музыкант разворачивают перед нами полную нежного юмора историю о доверии, честности и любви.
Автор: Анна Банасюкевич, театральный критик, куратор, журналист. Окончила театроведческий факультет ГИТИСа, работала в театрах "Практика", "на Таганке", в Театре им. Станиславского. Печаталась в журналах "Театр", "Петербургский театральный журнал", "Экран и сцена" и др.
Отзывы и оценки (0)