#рекомендации театральных экспертов для КудаКид
Трикстер – это мифический персонаж, который постоянно нарушает правила и выпадает из реальности, при этом, не вызывая отторжения у других людей, которых забавляют его приключения. Чтобы его поймать, надо постараться. Так и стоит охотиться за спектаклями театра.
Создатели театра «Трикстер» - Мария Литвинова и Слава Игнатов. Каждый из них получил несколько образований, но важнейшей школой для семейной пары стал театр «Тень» Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской, где появилась «Сказка, которая не была написана».
Историю теням и актерам помогали сочинять зрители: именно они придумывали, как будут звать принцессу и какое существо встретит по дороге принц. Спектакль до сих пор можно увидеть в Центре драматургии и режиссуры на Беговой. Кстати, трикстера в культуре не так легко поймать, вот и за спектаклями «Трикстера» придется поохотиться на разных театральных площадках.
В Пермском театре оперы и балета идут их оперы с куклами, в Крыму - масштабные уличные шоу. В Пскове на днях возник спектакль на воде по Пушкину, а в Санкт-Петербурге праздник «Алые паруса» пройдет при активном участии «Трикстера».
Театр любит сюжеты, связанные с будущим. И они не могли бы состояться без футуристических костюмов постоянных соавторов Маши и Славы - художников Ольги и Елены Бекрицких. Кстати, в Москве тоже нет того единственного места, где обитает «Трикстер».
В Центре драматургии и режиссуры зрители вместе с актерами разделяют ответственность за повороты сюжета, не только решая, кто будет главными героями («Сказка, которая не была написана»), но и активно лежат под одеялом на семинаре светилы Храпаняна («Школа сна»).
В загадочном месте, ничем не напоминающем привычный театральный зал, нельзя пассивно наблюдать за происходящим, а можно забыть обо всем и приступить к обучению (или даже лечению), доверившись мировому светилу — доктору Храпаняну. Напору и обаянию Сергея Мелконяна в этой роли трудно противостоять. И вот уже все зрители переоделись в белые сорочки и выполняют абсурдные назначения-научения бойкого доктора. И все это — чтобы в итоге понять: научиться спать — дело нехитрое, куда сложнее научиться полноценно жить в реальности.
Ставя собственное неугомонное сочинительство на паузу, и обращаясь к хрестоматийным сюжетам, театр «Трикстер» и на них смотрит (как сегодня говорят), меняя оптику. Пушкинская поэма «Руслан и Людмила» стала поводом для спектакля «Записки Черномора».
«И жили они долго и счастливо и умерли в один день», — так заканчиваются все сказки. Руслан и Людмила исполнили этот завет, и даже их внуки успели скончаться. Только Черномор по-стариковски вспоминает о временах, когда богатыри были смелее, а бороды длиннее. Маша и Слава здесь снова увлекаются тенями, интерактивом и неожиданными поворотами известных сюжетов в исполнении неугомонного Сергея Мелконяна (это его моноспектакль).
В Центр драматургии и режиссуры переехал спектакль «Сказки роботов о настоящем человеке».
Это фантастическая история по произведениям Станислава Лема о жизни роботов и бледнотиков, то есть людей, которые стали второсортной расой в присутствии собственных же созданий. В главных ролях — уникальные куклы Александра Гецоя, созданные в стилистике стимпанк. А играют его сейчас сами Литвинова и Игнатов.
Режиссеры же Литвинова и Игнатов поставили спектакль в театре МТЮЗ, который открывал сотый юбилейный сезон старейшего московского театра для детей. Выбор пал на «Маугли».
Актеры в костюмах обитателей джунглей чем-то похожи на персонажей знаменитого мюзикла «Король Лев», но при этом еще напоминают роботов-трансформеров. Особенно впечатляет парад, рассказывающий о смене власти, возглавляемый слоном Хатхи в натуральную величину.
Игра с масштабами - особая «фишка» «Трикстера». В их репертуаре есть спектакль в редком жанре «науч-поп» - «Как создать вселенную».
Создается она на сцене Москонцерта. Теория Большого взрыва говорит о начале расширения вселенной, а значит, ее удобно представить с помощью языка хореографии и нового цирка. Театр — искусство, где важно время и пространство, — оказывается, отлично представляет их отсутствие. Режиссеры постоянно работают в синтезе жанров, что делает понятным и эффектным их сценическую презентацию научной теории о постоянном движении.
Кстати, о синтезе. Одно из самых удачных соединений - опера с куклами. Старинный жанр сегодня опять звучит оригинально. «Дидона и Эней» и «Король Артур» написаны композитором Генри Перселлом в XVII веке, поэтому действие происходит в маленьком барочном театре.
Вот только на сцену выходят не обычные персонажи, а ведьмы из космоса, а античные персонажи буквально становятся куклами в их могущественных руках.
Автор: Алексей Гончаренко - театровед, театральный критик, драматург, кандидат искусствоведения, доцент Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Куратор лаборатории Московского театра кукол МТК.Next. Редактор портала про театр для детей «Недоросль». Театральный обозреватель портала «Афиша Дети». Соведущий подкаста «Куклонаваждение».
Отзывы и оценки (0)